логотип ЛиК Личность
и
Культура
афтнская школа Рафаэля

www.лик-спб.рф

 

на главную

Диалог

Уважаемая редакция!
Прочитал Вашу статью «Чей выбор?» и задумался. Так у вас все складно получается, дескать Путина на президентский пост выдвигает сама история. То есть ему вроде и деваться некуда. Вам не кажется, что Вы идеализируете ситуацию? Происходит борьба за власть, политическая игра, где вся интрига шита такими белыми нитками, что прямо противно. Уж больно как-то история невзыскательна. А по-Вашему как?
Павел Борисович

Уважаемый Павел Борисович!
Вы, разумеется, читали «Войну и мир» Л.Н. Толстого. Есть там отличный философский отрывок. Объем не позволяет процитировать, но суть в следующем: вектор исторического движения – это сумма векторов воль отдельных людей. Поэтому желания и стремления каждого из нас – от президентов до последнего бомжа – историей кропотливо подсчитываются и суммируются. Итогом становится новый исторический поворот. Так что складность наших выводов обусловлена исключительно общими закономерностями мироздания. Вот так это будет по-нашему.
С уважением и надеждой на дальнейший диалог,
Артем Лесной

Здравствуйте Артем! Здравствуйте, дорогая редакция ЛиК!
Не могла не отозваться по поводу последнего номера. Представляете, зачиталась статьей про фонетику. И ведь само слово «фонетика» слышала в последний раз в школе. Думала – скукотища, а оказалось – так интересно! Спасибо Вам большое, и пусть в Вашем журнале будет больше таких статей!

С уважением,
Ирина

Здравствуйте, дорогая Ирина!
Спасибо за комплименты. Мы рады, что Вы сочли интересными наши материалы. Позволю предположить, что это не случайная наша удача. Дело в том, что позиция «Личности и Культуры» – интересоваться миром во всем его многообразии. И конечно, мы спешим делиться своим интересом с Вами, наши дорогие читатели. Поэтому не сомневайтесь, в следующих номерах ЛиК вас ждут еще более интересные и познавательные статьи!
С уважением,
Артем Лесной

Приветствую, Артем.
Заранее извиняюсь за цинизм, но я по поводу «Черного квадрата». Как-то в газете в разделе «Объявления» прочитал: «Копия картины К. Малевича «Черный квадрат». Цена 5 000 руб.». Очень смеялся: неужели найдется дурак? Ведь и я, и любой другой может налепить таких копий и продавать всем желающим. Неужели картину, которую может воспроизвести трехлетний ребенок, можно называть мировым шедевром?
Корабелов Виктор.

Уважаемый Виктор!
Вопрос Ваш не так прост. Я думаю, что не только обыватели, вроде нас с Вами, но и специалисты не раз им задавались. Пожалуй я могу тут выразить только сугубо личную точку зрения. Я думаю, что «Черный квадрат» – это шедевр, но не материальной, а духовной человеческой культуры. Это памятник некому прозрению, оставивший свой след на холсте. Очень простой след – но глубокое содержание часто облекается в простые формы. Кроме того, я вижу в «Черном квадрате» еще и некое бездонное хранилище, откуда каждый может извлечь содержание сообразно своему внутреннему миру.
И еще добавлю, что сомнения такого рода делают Вам, Виктор честь как думающему человеку, не принимающему на веру штампы и стереотипы. Буду с нетерпением ждать от Вас новых писем.
С уважением,
Артем Лесной.

Уважаемый Артем!
Я с удовольствием и уже не один год читаю Ваш журнал. Со многим согласен, многое заставляет задуматься. Но мне все время кажется, что Вы (в смысле редакция) все время пребываете в какой-то идеальной реальности. Все эти проекты… Разве в нашей стране удавалось без потерь провести хоть один проект? Вы намекаете на какие-то конкретные спасительные рецепты, но их нет. В чем тогда смысл Вашей работы?
Андрей Петрович

Уважаемый Андрей Петрович!
Спасибо, что уже не один год выбираете наше издание. Мы и впредь будем стараться Вас не разочаровать. Насчет идеальных проектов и конкретных рецептов. Формирование идеалов – это первый признак сложившейся культуры. Так что формирование идеалов – это важная миссия, которую, кстати, мало кто на себя берет. А конкретные рецепты на наших страницах появляются регулярно, и Вы их, несомненно, читали. Это обращения к возможностям системного знания. Поверьте, этот инструмент умелых руках способен творить чудеса! Но чтобы его правильно применять, необходим определенный уровень культуры, над чем посильно и работает ЛиК.
С уважением,
Артем Лесной.

Здравствуйте, Артем.
Мне очень нравится рубрика «Диалог», потому что Вы часто даете полезные и понятные советы по разным вопросам, даже совсем житейским. Вот и я хочу попросить у Вас совета. Мой ребенок (3 года) очень много смотрит телевизор. Я считаю, что это вредно по всем соображениям, но никак не могу ее отучить. Если выключаю насильно – это истерика на час. Если уговариваю заняться чем-нибудь другим, она вяло порисует или послушает книжку и снова просится к телевизору. Что делать? Иногда я от отчаяния готова вообще выбросить этот проклятый телевизор.
Очень жду Вашего совета.
Вероника

Здравствуйте, Вероника.
Давайте попробуем вместе подумать, как Вам помочь. Да, именно Вам, а не Вашей дочке, потому что проблема стоит перед Вами, а не перед ней. И потому мой первый совет – успокойтесь! Отчаяние – плохой советчик. Наверняка все не так плохо. Не весь же день Ваш ребенок смотрит телевизор. Наверняка Вы гуляете, ходите в гости, на всякие мероприятия, спите, наконец.
Второй совет – дифференцируйте проблему. Вас беспокоит вред для глаз оттого, что ребенок сидит перед экраном? Или содержание передач? Или отказ заниматься более полезными и развивающими делами?
Третий совет: определите свою главную цель и все силы бросьте на решение только ее. Например, Вы хотите, чтобы ребенок смотрел телевизор не больше определенного времени в день. Договаривайтесь, соблазняйте, отвлекайте – все ради этой конкретной цели. А когда она будет достигнута – ставьте следующую.
И четвертый совет: наверняка такой алгоритм можно применять и в случае других сложных проблем.
Очень надеюсь, что был Вам полезен.
Артем Лесной.

Уважаемая редакция!
Вот хорошая тема для Вашего журнала. Вы часто пишете о взаимодействии власти и общества. Тогда что Вы скажете о запрете пропаганды гомосексуализма. Разве это не возвращает нашу страну в далекие от демократии времена? (Поверьте, никакого личного интереса в этом вопросе у меня нет).
Григорий

Уважаемый Григорий!
Отвечу не от имени редакции, а поделюсь своим личным мнением, поверьте, тоже незаинтересованным.
Вопрос Ваш простой и в то же время затрагивающий глубокие культурные аспекты. Возникшая ситуация возможна только в обществе с неполноценной культурой. Ведь по идее разумное ограждение детей от «взрослой» информации не требует законодательного утверждения. Это должно быть стремлением самого общества. Но у нас, увы, это не так.
В качестве сравнения приведу пример с ограничением продажи алкоголя с 23. 00. С одной стороны, кому-то кажется обидным, что его, взрослого человека, в чем-то ограничивают. Но с другой стороны, если бы в обществе была пресловутая «культура пития», такой закон не понадобился.
Да, подобные законопроекты несовершенны. Но они вызваны к жизни несовершенством культуры общества в целом. О чем не устает повторять из номера в номер наш журнал…
С уважением,
Артем Лесной.

Уважаемая редакция!
В Ваших материалах на тему образования постоянно встречается рекомендация заниматься с детьми изобразительным искусством. Но ведь не все дети рождены быть художниками! Кому-то ближе музыка, кому-то литература и поэзия, а кто-то вообще будущий спортсмен. Мне кажется, сводить все к рисованию – это однобоко.
Любовь Робертовна, бабушка

Уважаемая Любовь Робертовна!
К сожалению, Вы неправильно понимаете причины, по которым мы столько внимания уделяем изобразительному искусству. Дело не в том, чтобы научить ребенка (или взрослого!) рисовать. Дело в том, чтобы развить у него экстравертное мышление, которое ведет к конструктивным поведенческим моделям. Именно на это направлены занятия рисунком и живописью. Разумеется, все люди одарены по-разному. Но если есть простой и очевидный способ облегчить им взаимоотношения с миром, мне кажется, мы обязаны это сделать.
С уважением,
Артем Лесной и редакция «ЛиК».

Уважаемая редакция!
Хочу поделиться с Вами своим негодованием по поводу хищнического отношения современных производителей к природе.
Когда покупаешь не самую дорогую обувь, регулярно лопается подошва, когда все остальное еще вполне может использоваться. Но с разломанной подошвой носить обувь не станешь, и ее приходится выбрасывать. И дело не в убытках, а том, что основная часть материала выкидывается на свалку. Истраченное сырье, изъятое из недр, идет на то, чтобы заполнять свалки и загрязнять эту самую природу. Производители такой продукции просто переводят основную часть сырья на мусор.
Так делали дикари – загоняли стада животных в пропасти, нужную часть туш брали себе, а остальную оставляли гнить.
Неужели мы так и остались дикарями?!
А где же культура?
Вот с кем Вам надо работать.
С уважением
Юрий Иванович

Уважаемый Юрий Иванович!
Полностью с Вами согласен в том, что такая практика природопользования мало отличает психологию современного человека от психологии дикаря.
Но может быть, они и не могут различаться? Психика людей не меняется. Меняются формы ее проявления.
Думаю, что Вы правы и в том, что именно такие производители должны быть в поле внимания культурной части общества. На счет просвещения, признаться, я сильно сомневаюсь. Но уже выработаны различные способы регулирования методов природопользования, включая различные штрафы и санкции.
Но независимо от этих мер я, также как и Вы, считаю очень важным просветительскую работу в этом направлении. Кто-то может изменить свои методы работы сознательно, но главное – следующие поколения будут постепенно формировать другие позиции.
Спасибо Вам за Ваше письмо. Уверен, оно как та капля, которая точит и камень.
С уважением
Артем Лесной

Здравствуйте, Артем!
Я инженер-строитель по образованию. Сейчас на пенсии и живу давно в доме на окраине города рядом с железной дорогой. Я уже привыкла к тому, что от проезжающих поездов так дрожат стены, что картины не могут висеть горизонтально – из-за постоянной тряски, а посуда в шкафу исполняет целые увертюры.
И все это я считала совершенно нормальным, пока не пустили «Сапсан». Этот поезд пролетает так тихо, что ни одна чашка не шелохнется. А все дело в рессорах. На наших поездах стоят какие-то жуткие рессоры, возможно еще с XIX века. При современной грузоподъемности вагоны чудовищно гремят, а земля сотрясается на десятки метров кругом.
Только подумайте, Артем, поезда мчатся по всей России и всю ее беспощадно трясут. Вы представляете, сколько на это тратится энергии? А какое давление испытывают детали вагонов?
А вопрос только в том, чтобы поставить современные рессоры. Я думаю, что сэкономленной энергией можно было бы освещать не один Петербург. Интересно, что думают об этом в РЖД?
С уважением,
Татьяна Борисовна

Уважаемая Татьяна Борисовна!
Действительно, в этом вопросе более важно, что думают в РЖД, чем то, что думаю я.
Но все же и свое мнение мне хочется озвучить.
То, о чем Вы написали, – вопрос культуры в чистом виде. Подчеркиваю: именно культуры, а не техники. Потому что только культура позволяет ощущать себя во всем мире. Произведения Рахманинова и Веласкеса, Тургенева и Пушкина, Елены Образцовой и Ларисы Лусты разворачивают перед нами мир, выводят нас на его просторы. Мы приобретаем способность к более тонким и глубоким ощущениям. Эта способность и обращает нас к миру, который полон смыслов, иногда необходимых как воздух.
Пока мы не почувствуем Россию, мы будем ее трясти. Пока мы не почувствуем пассажира, мы и его будем трясти и оглушать грохотом колес. В советское время в институте нам рассказали случай, когда зарубежные граждане отказались лететь в самолете Аэрофлота, заявив, что он не пригоден для перевозки людей из-за шума и тряски. Это культура в чистом виде.
Конечно, мнение специалистов РЖД гораздо важнее моего, и поэтому мы обязательно попросим их ответить на Ваш вопрос.
Желаю Вам здоровья и спокойных дней.
С уважением
Артем Лесной.

Здравствуйте, Артем.
Давно заметила интересную особенность Вашего журнала. Как только страну начинает трясти от какого-нибудь важного политического события, все СМИ только и пишут на эту тему. Все – кроме «Лик». Яркий пример – прошедшие президентские выборы. Что это – определенная гражданская позиция или отсутствие ее?
С глубоким, поверьте, уважением к Вашей деятельности,
Анна

Уважаемая Анна!
На мой взгляд, гражданская позиция заключается вовсе не в том, чтобы хвататься за любую «жареную» тему ради дешевой популярности. Гражданская позиция должна формироваться прежде всего на основе культуры и системного знания. Именно с этих позиций мы стараемся освещать все происходящее в нашей стране. Поэтому мы уважаем выбор большинства граждан нашей страны и уверены в целесообразности этого выбора. Для нас это настолько очевидно, что мы не считаем необходимым бесконечно обсуждать этот вопрос. Так что, отвечая на Ваш вопрос, говорю: да, это наша позиция!
С уважением,
Артем Лесной.

Дорогая редакция ЛиК!
Дайте, пожалуйста, практический совет. У меня умерла свекровь, и моя 3-летняя дочь лишилась бабушки. Нужно ли говорить такому маленькому ребенку о смерти близкого родственника? И как сказать, какими словами?
Я задавала этот вопрос психологам, но все отвечают очень по-разному. А что думают ваши специалисты?
С уважением,
Олеся.

Дорогая Олеся!
Примите наши соболезнования по поводу утраты, которую понесла Ваша семья. Но в данной рубрике на вопросы отвечают не специалисты, а лично я, Артем лесной. И чаще всего мои ответы – это мое частное мнение. Я готов поделиться им с Вами, если вы сочтете его интересным.
Я думаю, что дети знают и понимают гораздо больше, чем мы думаем. Они взрослеют раньше, чем мы успеваем это заметить. И поэтому порой ложь, даже из добрых побуждений, оборачивается в будущем большими педагогическими проблемами. Я уверен, что детям надо говорить правду. Но, конечно, с оглядкой на возраст, на уровень развития, на особенности личности конкретного ребенка. Все это родители знают (обязаны знать!) лучше любого психолога-специалиста. Поэтому один ребенок не заметит утраты, другой станет постоянно Вас спрашивать и не удовлетворится рассказом о том, что бабушка смотрит на него с облачка. Таким образом, я бы говорил правду, но – отвечая на конкретные вопросы и по мере их поступления. Тогда вы избежите опасности сказать больше, чем ребенок готов услышать.
Но чем меньше будет запретных тем между нами и нашими детьми, тем меньше этих тем будет уходить в «теневую сферу», кормить комплексы и деструктивные модели поведения.
В любом случае, Ваша дочка сейчас очень нуждается в Вашем особом внимании, даже если ничего не понимает.
Удачи Вам, мужества и терпения!
С уважением,
Артем Лесной.

Уважаемая редакция!
Я регулярно читаю Ваш очень интересный журнал и ни разу не нашла каких- либо высказываний о «Pussy Riot». Этой теме некоторые газеты посвящают целые развороты, а у вас не увидела ни одной строчки. Выдающиеся деятели культуры уже выступили по этому поводу. У редакции есть причины обходить эту тему?
С уважением
Любовь Львовна

Уважаемая Любовь Львовна!
Я не могу сказать, что у редакции есть какие-то специальные причины не касаться этой темы. Просто она ничем особым не примечательна. Нечто подобное по сути происходит постоянно, ежедневно, если не ежечасно.
Посудите сами, что собственно произошло – нелепой выходкой унижена чья- та святыня. И что в этом удивительного для нашего общества с его убогой культурой? Президент РГПУ им. А.И Герцена Г.А. Бордовский говорит: «Народ находится в большей дикости, чем в 30-е годы, он нуждается в просвещении».
В данном случае можно только отметить, что один из наиболее компетентных специалистов в этом вопросе не преувеличивает и не сгущает красок, а просто констатирует реальный факт.
Этот факт констатировала и редакция ЛиК еще в 1999 г. в статье «В России не экономический, а глубинный кризис». И все это время редакция прилагает буквально титанические усилия, чтобы объяснить это обществу. Что, слава Богу, получается, но хотелось бы гораздо большего.
В случае с Pussy Riot имеет место особо балаганный характер. Именно «красочный» балаган, думаю, и привлек внимание общества. Что тоже жаль.
Конечно, глубоко задетой оказалась Церковь. Хочу Вам пояснить, что «шоу» Pussy Riot происходило там, где люди причащаются Крови и Тела Бога. То есть более святого места в храме для прихожан нет. Мало кто понимает, насколько уязвлена была Церковь. И мало кого это действительно трогает.
Часто смысл факта помогает понять аналогия. Давайте допустим, а теперь мы это вполне можем сделать, что событие произошло у Вечного огня на Могиле неизвестного солдата рядом с Кремлем. В чем разница? Разве только в масштабах святыни. У Кремля – общенациональная, а в храме Христа Спасителя святыня принадлежит только части нации. Правда, эта часть может быть больше нескольких европейских стран.
В обоих случаях отношение к чужой святыне одно и то же – пренебрежительное. И это не столько вопрос закона, сколько вопрос морали общества.
Сегодня эта мораль допускает уничижение святынь в принципе. Вспомним корпоративную вечеринку на легендарном крейсере Авроре, которая сопровождалась тоже корпоративным купанием. Правда, здесь имеет место фактор денег. Вот, боюсь, Деньги и есть одна из главных наших святынь.
В связи с Pussy Riot много говорят о мере наказания. А что такое – наказание? Месть? Или средство воспитания, своего рода исцеление? Сам Патриарх Кирилл говорит, что для Церкви достаточно одного покаяния. Так если все-таки лечить, то подобное лечится только подобным. Обществу надо применить моральные инструменты. Но, боюсь, их у общества нет. И тогда остается Закон.
История показывает, что глубоко развращенное общество крайне болезненно относится к «концентрированным», демонстративным (без соблюдения «приличий») проявлениям своей распущенности и крайне резко на них реагирует. Пример – ссылка Овидия, автора интереснейшей книги «Искусство любви. Тогда император Август начал свою кампанию (как это нам понятно!) за моральный облик Рима, утопавшего в разврате. Как будто бы Овидий его развратил!
Ну вот, мы по Вашему желанию коснулись этой темы. Не думаю, что общество почерпнет из нее что-то для своего блага. А ЛиК стремится нести читателю лишь то, что может служить его благу.
С уважением
Артем Лесной.

 

На главную

© Личность и Культура. При цитировании ссылка на журнал "Личность и Культура" обязательна.
Яндекс.Метрика