логотип ЛиК Личность
и
Культура
афинская школа Рафаэля

www.лик-спб.рф

 

на главную

Программа «Школа – интеллект и нравственность»

Для профессионального состава школ и учащихся

 

Уважаемые коллеги!

В связи с известными инцидентами в московской школе и на Сахалине позвольте обратить Ваше внимание на то, что о таких рисках мы регулярно информируем общественность с 1998 г. Тогда Государственный Экспертный Совет при  Комитете по образованию Санкт-Петербурга назвал «новым раскрытием проблемы» положения «Теории отстранения», разработанной специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд». Последняя статья  на эту тему «В ожидании Стрелка» была опубликована ровно за год  до событий в Москве в ЛиК № 1 за 2013 г. Ее текст приведен в Приложении 1.
Из статьи видно, насколько важно изобразительное искусство в школе.
Это же демонстрируют и материалы пяти Всероссийских научно-практических Инернет-конференций "Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся", которые были проведены при участии редакции ЛиК в рамках проекта «Поиск», см. сайт www.poisk2020.ru
По оценке Минобрнауки письмом № 12-ПГ-МОН-16919 от 31.08.2012. проект «Поиск» направлен «на повышение качества государственного управления».
Для реализации возможностей изобразительного искусства в целях духовно-нравственного воспитания и интеллектуального развития учащихся, а также для профилактики деструктивных мотивов поведения редакция ЛиК в феврале 2014 г. открыла свою программу «Школа – интеллект и нравственность».
Программа включает рассылку по электронной почте в российские школы тематических материалов для ознакомления с ними специалистов и учащихся. Для учащихся предназначаются статьи с рассказами о картинах, которые сообщают зрителю общепризнанные духовные ценности. Такие статьи можно размещать на стенных стендах или другим способом доводить до сведения учащихся, например, путем создания тематических подшивок и т.д.
Сегодня редакция ЛиК с глубоким удовлетворением отмечает, что концепция Программа «Школа – интеллект и нравственность» полностью совпала с базовыми положениями Указа Президента РФ № 808 от 24.12.2014 г. «Основы государственной культурной политики».  Есть основания считать, что это – не случайное совпадение в связи с той работой, которую вела редакция ЛиК весь предыдущий период. В этот период в 2009 г. была создана программа «Российская культурная навигация» (в ходе обсуждения Доклада Президенту РФ Н.Б. Покровского «Об основаниях модернизации экономической политики»). Все сказанное поясняет Приложение 2.
Стратегическое значение для страны Указа Президента РФ № 808 и программ, которые здесь названы, убедительно раскрывает статья «Инновационное решение стратегической проблемы».
Первые попытки реализации программы «Школа – интеллект и нравственность» при поддержке профильных органов государственной власти были предприняты в Санкт-Петербурге, Мурманской, Саратовской и Пермской областях. Ряд вопросов о фундаментальном значении изобразительного искусства обсуждался в рамках контактов с методическим сообществом Санкт-Петербурга, что позволило затем принять уточняющие решения в развитие программы, см. Приложение 3.  
Реализация программы в широких масштабах выявила ряд серьезных технических трудностей, которые могут влиять на качество результатов. В связи с этим Секцией социологии культуры Рабочей группы социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского союза ученых было рекомендовано редакции ЛиК изменить метод реализации программы – вместо рассылки материалов размещать их на сайте ЛиК, а школы направлять сообщения об этом информационном ресурсе. Такое решение было принято на заседании Рабочей группы в период Двадцать пятой Годичной конференции Санкт-Петербургского союза ученых 05.04.2015 г.
Помимо решения технических и технологических задач, такой метод позволяет также осуществлять мониторинг уровня того интереса, который проявляется к различным аспектам содержательной части программы.    
В этом решении были отражены и последние рекомендации Заместителя председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга А.А. Борщевского о порядке реализации программы, выраженные на встрече с ним 04.12.2014 г.
Секция социологии культуры также предложила редакции ЛиК расширить тематический спектр материалов с целью совместного содействия максимальной реализации «Основ государственной культурной политики».
Редакция ЛиК приступила к осуществлению данного решения.
Для более полного раскрытия различных эффектов, которые связаны с занятиями изобразительным искусством, редакция ЛиК подготовила семинар «Неиспользованные возможности изобразительного искусства для эстетического  и интеллектуального развития детей», см. Приложение 4.

Учитывая инновационный характер нашей инициативы, естественно ожидать, что она может нуждаться в уточнениях и корректировках. Здесь позвольте надеяться на Ваши предложения и пожелания. В этом случае можно без смущения сказать, что мы вместе откроем новую страницу в истории великой России. И первые слова в нее впишут уже выпускники следующего учебного года.

Ниже приводятся упомянутые Приложения и некоторые статьи, которые ранее рассылались в школы, см. Приложение 5.   

 

Приложение 1.
Н.Б. Покровский
ЛиК № 1, 2013 г.

В ожидании «Стрелка»

Уже стали практически регулярными сообщения о случаях, когда человек начинает стрелять в людей, убивая их с ужасающей методичностью.
Это может продолжаться несколько минут, часов или даже дней. Стреляют и взрослые и дети. Как правило, стрелявшие в последствии признаются психически вполне нормальными. Расстреливают и взрослых людей, случайных прохожих и школьников в классе или школьном дворе. Происходит это и в США и в сравнительно тихой и спокойной Финляндии.
Первые прецеденты имеют место и в России. Первые, потому что должны последовать и другие.
Психологи дают обычно весьма общие объяснения таким случаям, тогда как природу их еще в середине девяностых годов прошлого века раскрыла Теория отстранения, разработанная специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд». По Заключению Государственного Экспертного Совета в 1998 г. Теория отстранения «дала новое раскрытие проблемы».
Это «раскрытие проблемы» редакция ЛиК сочла столь важным, что опубликовала в первом же номере журнала в 1999 г. под названием «Гуманитарный фонд предупреждает» [1]. Потом так стала называться специальная рубрика каждого следующего номера, где рассматриваются такие вопросы, которые за затрагиваются в других СМИ.
Предметом открытия разработчиков Теории отстранения стало существенное изменение баланса экстравертных и интровертных свойств сознания человека. Эти свойства существенно влияют на характер мышления и, разумеется, на его результат. Теория отстранение имеет довольно продолжительную и «зигзагообразную» предысторию. Непосредственно сделанному открытию предшествовали многочисленные случаи заметной «перестройки» сознания людей при систематичных занятиях изобразительным искусством.
Эти занятия в девяностые годы прошлого века организовал ПК «Меридиан 2000» для людей, которые потеряли работу и искали новые возможности для заработка. На курсах людей учили росписи по дереву по ускоренной методике. Методика была хорошо апробировано в ходе производства художественных изделий, которым занимался с 1990 г. ПК «Меридиан 2000». Люди самых разных профессий и возрастов быстро обучались новому делу и становились неплохими мастерами, способными зарабатывать своим трудом. Часто само предприятие обеспечивало их работой и тогда знакомство имело продолжение и становилось более близким.
К концу девяностых на этих курсах прошли обучение около 4000 человек. Такой значительный коллектив позволял делать уверенные выводы.
Первым зафиксировала важные изменения в сознании человека административный директор курсов Тамара Валентиновна Грачева. Удивительно светлый человек Тамара Валентиновна Грачева с искренним сердечным теплом постоянно интересовалась, как чувствует себя человек в новой для него ситуации. И в нарастающем количестве слышала, что учащимся очень нравятся курсы, они ничего подобного не предполагали, они заново узнают себя и по другому видят мир, ощущают его великую красоту. 
Уже позже специальные социологические исследования фиксировали [2]: 89% респондентов сообщили, что после получения творческих решений у них возрастает чувство уверенности в себе, появляется стремление найти новое. 67% ощутили согласие с миром, его принятие, гармонию и красоту, такое же количество пережило состояние прозрения, постижения истины, вдохновения. 44,4% даже испытали экстаз, возбуждение, всплеск активности, желание что-либо говорить или делать.
Новые аналитические методы, которые были успешно апробированы в ЗАО «Гуманитарный фонд», позволили уверенно интерпретировать природу этих изменений и выявить то влияние, которое оказал баланс экстравертных и интровертных свойств сознания на тип мышления человека современной цивилизации. 
Согласно Теории отстранения технократическая цивилизация привела к угнетению экстравертных свойств и значительному преобладанию интровертных. В предыдущие эпохи зависимость человека от среды обитания, способы его жизнеобеспечения и социальный уклад поддерживали в активном состоянии экстравертные свойства и соответствующее им образное мышление. С начала XIX века ситуация начала резко меняться. Все больше процессы жизнеобеспечения  требовали понятийного (языкового) мышления, которое адекватно аппаратурным технологиям. Этот тип мышления в значительной мере связан с интровертными свойствами сознания.
Кратко суть произошедших перемен заключается в следующем. Экстравертность сознания обеспечивало непосредственное восприятие окружающего мира и продуктивных моделей существования. Интровертность сознания «запирает» человека в его собственной понятийной среде. Эта среда, естественно, неизмеримо беднее конструктивными моделями бытия, чем Природа. Их острый дефицит приводит к тому, что сознание само генерирует мотивы поведения из имающегося «материала» с высоким уровнем деструктивности.
Важно то, что эта деструктивность не вызывает тревожности или беспокойства по поводу того, что «что-то не так». Она воспринимается вполне органично, и ей следуют с полным доверием. Деструктивность подчиняет себе человека, который при этом психически остается совершенно здоровым. Просто он становится носителем иного сознания.
Для этого сознания ценность жизни вообще и жизни человека, в частности, в силу дистанцированности от Природы резко снижется.
Основная проблемность этого сознания связано с тем, что мотивы поведения в нем формируются беспорядочно и не поддаются прогнозированию и контролю. Совершенно положительный тип, иногда психически даже более уравновешенный, чем другие, может в любой момент взять винтовку и начать стрелять по тем, что является объектом его агрессии в силу исключительно внутреннего вывода. Траекторию пути к этому выводу проследить в принципе не возможно. Остается только ждать...
Наркотики известны человечеству с незапамятных времен, но только современная цивилизация испытала в них особо высокую потребность.
Терроризм также является типичным атрибутом интровертной цивилизации [3].
И наркотики и терроризм ведут стрельбу по человечеству.
В работе [4] в частности отмечается «повышенный уровень самоубийств в протестантских странах по сравнению с католическими». Но именно для протестантских стран более характерен интровертный тип сознания, как по географическим, так и по цивилизационным условиям жизни. 
Мало, кем замечено появление нового термина в сфере интимной жизни – секс, который явно вытеснил термин «эротика». Лингвистике хорошо известно, что ни одно новое слово не появляется без системных оснований. По сравнению с «эротикой» понятие «секс» несет в себе приоритеты интровертного переживания ситуации. Понятно, что эти переживания существенно обеднены и, соответственно, менее продолжительны.
Перечисленными факторами не исчерпываются проблемы современной, в первую очередь сугубо западной, цивилизации. Понятийное мышление по сути своей является преимущественно линейным, а любая область социума, включая экономику – высоко нелинейны.
Вот почему ни один региональный конфликт в мире не разрешается средствами интеллекта, а обычно сопровождается самыми тяжелыми формами грубой силы. Здесь тоже стреляют.
Экономические кризисы также – патология интровертной цивилизации [5[,[6].  
И они «стреляют» по экономики стран.
Таким образом, коренное изменение типа мышления привело к крупномасштабным следствиям в разных аспектах жизни цивилизации – от самых тонких интимных до глобальных социально-экономических.
Встает естественный вопрос: можно ли что-то сделать, чтобы изменить ситуацию, как-то компенсировать эти негативные следствия? Или жить в ожидании следующего «Стрелка» и финансового кризиса?
По большому счету – сделать нельзя, а компенсировать можно.
«Нельзя сделать» потому, что процесс имеет объективный, детерминированный характер. Он неподвластен сегодня человеку, тем более «такому» человеку.
Но любое явления в природе имеет вое начало и свое завершение.
Теория отстранения называет три фазы в периоде интровертной цивилизации. Первая – с первой четверти 19 века до начала 20-го. Вторая – до 1980-1990 г.г. Наконец третья – до 2060-2070 г.г.
В общем, ждать осталось недолго.
Как показала практика и основательно поддержала теория эффективно изменить дисбаланс экстравертных и интровертных свойств сознания можно с помощью изобразительного искусства [7]. Это в значительной степени компенсирует эффекты интровертности цивилизации.
Для этого в 2006 г. был образован Народный художественный университет [8]. На его базе реализуется программа «Всеобщая изобразительная грамотность в России», которая в свою очередь включена в состав программы «Российская культурна навигация» [9].
В августе 2012 года в Комитет Государственной Думы по культуре переданы Проектные предложения по Федеральному Закону  «Всеобщая изобразительная грамотность в России». Данные предложения включают изучения широкого круга вопросов, которые позволят на прочных основаниях реализовать весь спектр необходимых мер для перехода на принципиально иной уровень психологического благополучия нации.
Кстати, в этом отношении Россия может стать мировым лидером. 
Работы во всех этих направлениях продолжаются. Предложен совершенно новый цивилизационный алгоритм, которому еще предстоит «прорасти» в затвердевшей почве стереотипов современной цивилизации.
А для этого эту почву необходимо орошать адекватной культурой, на что нацелена и программа «Российская культурна навигация».
Не только названные субъекты, но и огромная часть отечественной интеллигенции пласт за пластом осваивают наследие прошлой культуры.
Так, что нация не сидит, сложа руки.
Конечно, еще придут другие «Стрелки» и мы еще принесем жертвы «интровертному демону», но его власть уже тает.
И здесь мой долг еще раз вспомнить о том, кто своим душевным теплом положил начало этому таянию – Тамару Валентиновну Грачеву .

Тамара Валентиновна Грачева ушла из жизни в январе 2012 г.


Ее любовь к людям привела в движение силы той Любви, которая творит Жизнь.
Жизни и принадлежит будущее вместе с Красотой. Изобразительное искусство несет их блага Человеку.

Литература

  • Гуманитарный фонд предупреждает//Личность и Культура. – 1999. - № 1. - с. 11-13.
  • Стародумова. К вопросу о влиянии изобразительного искусства на психологические параметры человека//Личность и Культура. – 2009. – № 5. – с. 96-98.
  • Т.Л. Сивкова. Терроризм – продукт цивилизации//Личность и Культура. – 2003. – № 3/4. – с. 4-5.
  • Я.И. Гилинский. Суицид как социальный феномен//Личность и Культура. – 2012. – № 4. – с. 73-76.
  • Проблемы ЕС – проблемы  европейского мышления? //Личность и Культура. – 2005. - № 5. - с. 8.
  • Россия может избежать культурного провала Запада// Личность и Культура. – 2006. – № 5. – с. 5.
  • О необходимости всеобщей изобразительной грамотности в России// Личность и Культура. – 2006. - № 4. - с. 4-5.
  • Т.В. Чуркина. Основные принципы обучения в Народном художественном университете//Личность и Культура. – 2007. – № 1. – с. 68-69.
  • Российская культурная навигация// Личность и Культура. – 2011. – № 1. – с.112-116., см. также на сайте ЛиК www.лик-спб.рф 

 

 
Приложение 2.

Из «Основ государственной культурной политики»: Программы обучения в средней школе должны включать, как обязательный, а не дополнительный компонент, получение детьми базовых навыков восприятия и создания произведений искусства: изобразительного, музыкального, вокального, драматического. Владение языками искусств, способность понять то, что говорит нам великая музыка, живопись, театр, не менее важно, чем полноценное владение родным языком и способность читать и понимать сложные литературные тексты. Знакомство и общение с великими произведениями искусств позволяет развить сферу образного мышления, эмоциональную восприимчивость,  помогает привить вкус, эстетические критерии и ценностные ориентиры и тем самым обеспечить гармоничное развитие личности.

С 2003 г. редакция ЛиК вела активную работу по продвижению этих идей и в обществе и в сфере государственной власти, включая Администрацию Президента РФ, в т.ч. путем личных встреч со специалистами Референтуры Президента РФ.   

Материалы ЛиК по данной тематике приводятся ниже (там, где автор не указан, статься готовилась коллективом специалистов ЗАО «Гуманитарный фонд»:
1. Н.Б.Покровский, Т.Л.Сивкова, Е.В. Жаринова. Homo sapiens эмоциональный //Личность и Культура. – 2006. -№ № 5-6.
2. Как я мыслю, так и существую//Личность и Культура. – 2000. - № 2. - с. 13-15.
3. Проблемы ЕС – проблемы  европейского мышления?//Личность и Культура. – 2005. - № 5. - с. 8.
4. О возможности реабилитации умственно отсталых людей//Личность и Культура. – 2006. - № 3. - с. 5-8.
5. Т.Л. Сивкова, Е.В. Жаринова. Мысль как система//Личность и Культура. – 2007. - № 1. - с. 62-63.
6. Н.Б.Покровский, В.М. Кения. Чтобы инвестировать в человека, его надо знать //Личность и Культура. – 2008. - № 2. - с. 4-5.
7. Ум предпринимателя//Личность и Культура. – 2008. - № 5. - с. 27-28.
8. Образное мышление и фундаментальные законы природы//Личность и Культура. – 2008. - № 5. - с. 86-87
9. Изобразительное искусство и мозг//Личность и Культура. – 2012. - № 3. - с. 49-53.
10. Н.Б.Покровский, Т.Л. Сивкова, Б.Н.Покровский, Развитие или деградация?//Личность и Культура. – 2000. - № 4. - с. 6-9.
11. Н.Б.Покровский, Е.В. Жаринова.Приоритеты модернизации начального образования //Личность и Культура. – 2003. - № 1/2. - с. 5-6.
12. Т.Л. Сивкова, Е.В. Жаринова. Критерии эффективности образовательно – воспитательной программы//Личность и Культура. – 2003. - № 1/2. - с. 37-38.
13. Н.Б.Покровский, М.Г. Скрылова. Об острой необходимости изобразительного искусства в программе средней школы//Личность и Культура. – 2004. - № 3. - с. 5-6.
14. К вопросу о модернизации среднего образования в Санкт-Петербурге//Личность и Культура. – 2004. - № 6. - с. 42-43.
15. Н.Б.Покровский, Е.В. Жаринова.  О необходимости системного подхода в гимназическом образовании//Личность и Культура. – 2006. - № 2. - с. 7-11.
16. 1Е.В. Жаринова. Личность, система и общество//Личность и Культура. – 2002. - № 5/6. - с. 39-40.
17. Воспитательный потенциал русской культуры//Личность и Культура. – 2007. - № 2. - с. 43-43.
18. Н.Н. Покровская. Концептуальные основы понимания культуры как базы трансформации общества//Личность и Культура. – 2000. – №1. – с. 19.
19. Культура – это все //Личность и Культура. – 2002. – №3/4. – с. 25-26.
20. Это не финансовый, а интеллектуальный кризис//Личность и Культура. – 2009. - № 1. - с. 4-5.
21..  Н.Б. Покровский, Т.Л. Сивкова. От этики к экономике //Личность и Культура. - 2001. – № 3/4. – с. 9-13.
22. Этика, Эстетика, Экономика. Под ред. д.э.н. профессора А.В. Чистосердова. СПб ТПП. 2002 г. 420 с. 
23. Н.Б. Покровский. О механизме влияния этики и эстетики на экономику общества//Личность и Культура. - 2005. – № 3. – с.32-35.
24.. Красота и здоровье //Личность и Культура. - 2005. – № 3. – с.32-35.
25. Н.Б. Покровский. Исцеление живописью//Личность и Культура. – 2010. – № 3. – с.7-11.
26. М.Г. Скрылова. Человек – рисунок – мир //Личность и Культура. - 2003. – № 3/4. – с.34-35.
27. Покровский Н.Б. Естественнонаучные основания обучения рисунку.//Личность и Культура. - 2005. – № 3. – с.32-35.
28. Основные принципы обучения в Народном художественном университете.//Личность и Культура. - 2007. – №  1. – с.32-35.
29. Е. Стародумова. К вопросу о влиянии изобразительного искусства на психологические параметры человека//Личность и Культура. – 2009. – № 5. – с. 96-98.
30. Изобразительное искусство и дети//Личность и Культура. - 2013. – № 3. – с.72-74.
31. Т.И. Капустянская. Зачем нужны художники //Личность и Культура. - 2014. – № 2. – с. 70.
32. Е.В. Жаринова, Е.В.Стародумова. Искусство как знак //Личность и Культура. - 2014. – № 4. – с.66-67.
33. О необходимости всеобщей изобразительной грамотности в России// Личность и Культура. – 2006. - № 4. - с. 4-5.
34. Покровский Н.Б.  «Всеобщая изобразительная грамотность в России – суперпроект в развитии науки и образования».  Доклад на I Всероссийской конференции «Наука, образование, инновации». Москва. ИНИОН РАН. 8-10 ноября. 2008 г.
35. Покровский Н.Б. «Изобразительное искусство как фактор социализации личности и инновационного развития общества от палеолита до современной эпохи». Доклад на Форуме педагогических вузов России. Москва, Московский государственный педагогический университет. 21-22 ноября 2011 г.
36. Н.Б. Покровский. Инновационное решение стратегической проблемы//Личность и Культура. - 2010. – № 5. – с.8-11.
37. Н.Б. Покровский. Инновационная стратегия национальной безопасности//Личность и Культура. - 2010. – № 4. – с.7-10.
38. Россия может избежать культурного провала Запада// Личность и Культура. – 2006. – № 5. – с. 5.
39. Н.К. Петрова. Нет решения вне культуры//Личность и Культура. - 2011. – № 3. – с. 26-28.
40. Н.Б. Покровский. Россияне – самые успешные и благополучные//Личность и Культура. - 2012. – № 4. – с. 9-12.
41. Н.Б. Покровский.  Инвестировать в Ренессанс. //Личность и Культура. - 2013. – № 2. – с.7.
42. Н.Б. Покровский, Т.Л. Сивкова, Е.В. Жаринова. Преображение России //Личность и Культура. – 2013. – № 3. – с. 10-16.

Оценка Экспертного Управления Президента РФ деятельности редакции ЛиК:
«Роль таких институтов гражданского общества, как журнала «Личность и культура», ЗАО «Гуманитарный фонд» и других Ваших творческих партнеров трудно переоценить в деле укрепления российской государственности и общественного сознания».

 

Приложение 3.

Краткое содержание десятиминутного ознакомительного выступления Н.Б. Покровского на Конференции Городского объединения методистов по изобразительному искусству 24 сентября 2014 г.
(Конференция проходила в рамках ежегодной выставки детского художественного творчества «Улица мира» в помещении Санкт-Петербургского  союза художников).

Уважаемые коллеги!
Уже общеизвестно, какие неожиданные и крупные открытия делаются в междисциплинарной области. То же произошло, когда с позиций естественнонаучного цикла мы провели исследования в области изобразительного искусства. С 1992 г. мы начали регулярно изучать те эффекты, которые проявлялись в сознании учащихся художественных курсов росписи по дереву на базе ПК «Меридиан 2000». К настоящему времени на этих курсах прошли обучение около 5000 человек.
Эти эффекты интерпретировались с позиций естественнонаучного знания, в том числе, с использованием фундаментальных законов систем. Те результаты, которые были получены, позволили в 1998 г. Государственному Экспертному Совету сделать заключение о «новом раскрытии проблемы» в области человеческого интеллекта. Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата в 2002 г. выпустила книгу «Этика, Эстетка, Экономика» (демонстрируется книга). В книге логико-математическим путем показано, что за счет стереотипов эстетики общества формируется 30% ВВП. Книгу высоко оценил Е.М. Примаков. Таким образом, дорогие друзья, ваш труд вносит вклад в 30% ВВП.
Эти результаты, вывели отечественную науку на передовые позиции в мире.
Они также показали, что изобразительное искусство в виду особого влияния на интеллект человека следует отнести к стратегическому ресурсу национальной безопасности, т.к. оно позволяет создать здоровую, высоко продуктивную нацию.    
Поскольку мое выступление преследует цель установить контакты для сотрудничества, я назову главное, что мы установили – системную роль баланса экстравертных и интровертных свойств сознания в функционировании интеллекта.
В 2003 г. в своем докладе на конференции по начальному образованию РГПУ им. А.И. Герцена (демонстрируется сборник докладов) я сказал: «Не дай Бог нарушить природный баланс экстравертных и интровертных свойств сознания ребенка. Тогда наркотики и суицид ногой откроют дверь в его жизнь». 
Главный принцип медицины – не навреди. Здесь уважаемая Ольга Леонидовна уже отметила, что работа с ребенком очень сложное дело, в котором есть даже риски.
Назову один из них. Представим себе интроверта, у которого экстравертные свойства сознания пассивны, а интровертные, напротив, имеют повышенную активность. Подобное происходит едва ли не с каждым учеником школы в силу того, что обучение активизирует понятийное мышление. А образное, с которым в значительной степени связаны экстравертные свойства, не получает такого развития – относительно пассивно.
Ольга Леонидовна совершенно правильно отметила, как важно развивать воображение и фантазию ребенка. Я уверен, что каждый из присутствующих здесь знает, какое средство для интроверта является наиболее сильным стимулятором воображения и фантазии. Каждый его знает, сознательно или подсознательно, но может не верить сам себе или опасаться признаться. Это средство – героин. Вот как все может обернуться. Вот почему важен системный подход.
Вот другой пример системного подхода. Выставка – блестящая. Мы находимся среди замечательных, часто просто удивительных работ детей. Они показывают не только художественную одаренность детей, но и высокий класс преподавателей  и методистов. Но именно яркость работ четко демонстрируют условный характер воплощения форм или пространства, абсолютно естественный для ребенка. Проведем анализ этого факта. Всякое изображение предметно отражает качества эстетики. Найдем аналог эстетики – это «правда». Ведь эстетика – это правда о красоте, ее истина. Соответственно условность «эстетики» переносится и на условность «правды». Условная «правда» не свободна от лукавства и спекуляций. Вот как все может обернуться.
Конечно, занятие изобразительным искусством  является мощнейшим средством эстетического развития ребенка. Вопрос в том, что эстетика разных форм искусства имеет разный воспитательный эффект.
Наиболее высокий эффект, на наш взгляд, достигается росписью готовых деревянных форм. Эти формы создаются уже зрелыми людьми, мастерами, и несут в себе несравнимо более структурированный эстетический строй. Ребенок создает произведение, заранее имеющее гораздо более высокий потенциал эстетики. Важно то, что в качестве обратной связи такое произведение воздействует на сознание творца. Конкретный эстетический опыт закрепляется и глубже усваивается. Замете, что объемная форма требует больше экстравертности.  Все это способствует процессу развития.
Все, что существует в Природе, является продуктом процессов. Занятия с деревянными формами обладают выраженным процессным характером. Все вместе и повышает эстетический эффект от занятия этим искусством.
Другой эффект также важен. Это – социализация ребенка в процессе сотрудничества с обществом, когда он завершают работу, начатую другим человеком, и вносит свой вклад в эстетику среды обитания.  Эффектам синергетики здесь – целая глава.
Эти качества работы с деревянными формами никак не уменьшают значения других видов искусства. Но к ним стоит присмотреться педагогическому сообществу более внимательно. Нами предложен инновационный подход.
Вот те планы, которые мы стремимся реализовать. Первый – информировать о важных данных науки в рамках нашего Сообщения «Естественнонаучный взгляд на изобразительное искусство». Эту работу мы планируем вести на базе нашей Рабочей группы социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского союза ученых. Второй – продвижение росписи по дереву в Петербурге, где этот вид исторически слабо развит как нетипичный. Выставка это тоже ярко демонстрирует. Всего несколько работ в технике хохломы, Городца и Полх-Майдана размещены в наименее заметной части выставки, что совершенно справедливо по их стилевым параметрам.
Вот два непростых пути, по которым мы хотим пойти вместе с вами, дорогие друзья. Поверьте, нас ждут удивительные открытия и огромная польза детям.
Но стоит поторопиться. Вы хорошо видите мой возраст. Ежегодно мы теряем своих коллег. В это году одна такая потеря уже произошла.

Из высказываний после конференции.
«Вы нас ошеломили». «Мы никогда ничего подобного не слышали». «Это все еще надо обсуждать». «То, что Вы сказали про наркотики – полная чепуха, абсурд». «Почему нам раньше ничего этого не говорили». «То, как Вы ставите вопрос, больше относится к школам».

Некоторые вопросы-ответы.
■ «Нельзя заставлять детей заниматься росписью по дереву» - «Конечно, нельзя. Их надо мягко увлекать».
■ «Вы сами сказали, что роспись по дереву не типична для петербургской культуры.  Зачем же ее искусственно навязывать?» - «Вы правы – навязывать не надо. Роспись по дереву – не для культуры, а для детей». 
■ «Не правильно давать детям уже готовые формы. Они все должны создавать сами, целостно». – «Одно не исключает другого. Давайте будем все сочетать, причем целостно. Здесь проявится синергетика и на порядок увеличит эффект». 
■ «Никто не мешает детям самим заниматься росписью по дереву. В магазинах полно деревянных заготовок». – «Да, Вы правы. Но только ПК «Меридиан 2000» уже 20 лет сотрудничает с учителями ИЗО и делает целевые изделия под учебные программы. Это и важно. И этот опыт надо сохранять и развивать». 

 

СПРАВКА
О роли занятий росписью по дереву для эстетического и интеллектуального развития детей, а также их социализации и профилактики деструктивных  мотивов поведения
(Справка подготовлена в НП «Содействие субъектам науки, просвещения, образования» с  использованием опыта специалистов ПК «Меридиан 2000», ЗАО «Гуманитарный фонд», Народного художественного университета)

  • Вся группа эффектов от занятий детьми росписью по дереву обеспечивается в основном эксравертными свойствами сознания. Этим свойствам принадлежит и главная роль в восприятии конструктивных моделей поведения в Природе.
    • Достигается частичная компенсация неизбежного нарушения баланса образного и  понятийного мышления современными технологиями образовательного процесса (существенное преобладание понятийных форм). Такое нарушение в той или иной мере искажает конструкцию интеллекта, заложенную генетически. Это влечет неизбежную дисгармонию в типе личности, что может приобретать произвольные формы.

Типичный продукт дисгармонии – конфликт (внутренний, внешний, комбинированный). Типичное средство адаптации в среде – экстравертность.

  • Объемные формы несут в себе все качества реального пространства. Работа с ними способствует органичной интеграции (адаптации) в реальной среде, стимулируя экстравертность. Работа, например, с белым листом не содержит такого эффекта. Скорее наоборот – подчиняясь условному характеру изображения, живя в нем, ребенок дистанцируется от реальной среды в свой собственный мир (интровертность).
    • Активно развивается моторика – важный эффект для ребенка.
  • Деревянная форма несет в себе уже зрелую эстетику и ребенок своим творчеством придает ей завершенный вид. При этом достигаются два эффекта.

Первый – творческое взаимодействие ребенка с другим членом общества служит его социализации. Ребенок осваивает алгоритм сотрудничества, органично социализируется, воспринимает сотрудничество как  образ жизни.
Этот акт социализации усиливается более высокой ценностью продукта, его интеграцией в среде обитания. Это ведет к росту статуса личности, ее ответственности.
Второй – эстетика, заданная в исходной форме, получает развитие в сознании и руках ребенка и имеет в итоге существенно более зрелую форму, чем, например, его рисунок на листе бумаги. Более высокий эстетический уровень продукта активней стимулирует более зрелое творчество.
Дерево – биологически близкий материал, экологически благоприятный. Это придает эстетике особо органичный характер.  

  • Для государства и общества важно то, что  роспись по дереву является видом искусства, которое несет в себе те культурные коды, о которых говорит Президент В.В. Путин как средстве духовного скрепления нации. Эти коды содержатся в народных художественных промыслах. Для региона это - волховская и петербургская росписи. Такие замечательные преподаватели ИЗО, как О.И. Загородская, развивают  петербургский стиль с его изысканностью и свежестью. Это надо поддерживать.
  • Интеллект и нравственность ребенка получают активные импульсы системного развития. Это поясняется также на примере взрослых людей, см. Приложение.
  • По совокупности эффектов роспись по дереву можно отнести к средствам стратегического ресурса национальной безопасности в части создания здоровой, единой, продуктивной и благополучной нации

                    Председатель НП ССНПО                                          Н.Б. Покровский
25.09.2014 г.

 

Информационное сообщение

26 сентября 2014 г. состоялось расширенное Заседание Координационного совета НП «Содействие субъектам науки, просвещения, образования»*. На заседании обсуждалось сообщение Н.Б. Покровского о встрече 24.09.2014 г. с членами Городского объединения методистов по изобразительному искусству на ежегодной конференции. Встреча прошла по рекомендациям Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Сообщение сделано по тексту: «Краткое содержание десятиминутного ознакомительного выступления Н.Б. Покровского на Конференции Городского объединения методистов по изобразительному искусству 24 сентября 2014 г.».
На том основании, что изобразительное искусство в школе является стратегическим ресурсом национальной безопасности в части создания здоровой, единой, продуктивной и благополучной нации, Заседанием принято следующее РЕШЕНИЕ:

  • Считать актуальным продвижение в школьной среде:

■ знаний естественнонаучного и гуманитарного циклов в системном виде для формирования целостной картины мира в целях освоения изобразительного искусства;
■ росписи по дереву как одного из наиболее эффективных средств эстетического развития, социализации ребенка и профилактики деструктивных мотивов поведения.

  • Считать состоявшейся следующую договоренность о совместных шагах в целях реализации п.1.
    • Рабочая группа социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского союза ученых  берет на себя подготовку материалов естественнонаучной и гуманитарной тематики с приоритетами системного подхода. При этом, в частности, используется опыт издания журнала СПб СУ «Родник знаний» и просветительской работы в школах СПб СУ и Российской Академии Естественных Наук (РАЕН).
    • Редакция журнала «Личность и Культура» берет на себя сотрудничество со школами и государственными учреждениями, а также – с научными учреждениями.
    •  «Ассоциация АнтЭра – институт клинической медицины и социальной работы им. М.П. Кончаловского» берет на себя ознакомление с аппаратными методами диагностирования и мониторинга психологического состояния ребенка.
    • Народный художественный университет на базе Лаборатории молодежного творчества берет на себя целевые разработки деревянных конструкций  для учителей ИЗО.
    • Производственный кооператив «Меридиан 2000» (образован в 1990 г., внесен в реестр поставщиков госзаказа) берет на себя изготовление деревянных форм (заготовок) для учебных программ и информирование о них учителей ИЗО.
  • Считать, что деятельность по п. 2. проводится в рамках собственных программ редакции журнала  «Личность и Культура»: «Детский сад: духовно-нравственный аспект», «Школа – интеллект и нравственность», www.лик-спб.рф

Секретарь Заседания                                               Т.Л. Сивкова

Тел. (812) 3255322.                 Сайт: www.culture-people.com
E-mail: edu.poisk@mail.ru

 

Приложение 4.

Тематика семинара «Неиспользованные возможности
изобразительного искусства для эстетического  и интеллектуального развития детей».

  • Некоторые аспекты естественнонаучного взгляда на происхождение человека. Реликтовые формы проявления интеллекта, которые позволяют видеть в человеке художника.
  • Всеобщие законы систем и интеллект человека. «Homo sapiens эмоциональный».
  • «Антропный принцип» Вселенной, алгоритмы ее возникновения и развития, которые реализуются в мышлении художника.
  • Баланс экстравертных и интровертных свойств сознания и почему в 1998 г. Государственный Экспертный Совет назвал «новым раскрытием проблемы» выводы о природе деструктивных мотивов поведения человека. К профилактике таких мотивов.
  • Образное и понятийное мышление как факторы инновационного мышления. К ресурсам интеллекта.
  •  Естественнонаучные аспекты изобразительной грамотности. Повышение обучаемости школьника.
  • Социализация школьника средствами изобразительного искусства. Социальное здоровье, партнерство и лояльность.
  • Возможности фиксации параметров личности методом пульсогемоиндикации, созданного в Институте космической медицины. Новые возможности для выявления способностей человека и рисков деструкции.
  • В порядке обмена опытом:

 – возможности пластического анализа картин для ценностной ориентации школьника;
- возможности занятий росписью по дереву для эстетического воспитания и социальной интеграции, в частности, о модификациях «этико-эстетического конструктора», одобренного Комитетом по образованию, Институтом детства РГПУ им. А.И. Герцена и АППО.  О возможностях кафедры психологии АППО.    
- сближение естественнонаучного и гуманитарного знания в рамках предмета Изобразительное искусство. Физика объясняет природу, которую мы видим.
10. Гармония с миром, гармония с собой – необходимые условия максимального развития и самореализации личности. Личный успех и благополучие – благополучие страны и мощь государства. 

 

Приложение 5.

Всегда «Август»
Пабло Пикассо – Девочка на шаре
Этико-эстетический конструктор
В. Пановский – «Поломойки»

* Некоммерческое партнерство «Содействие субъектам науки, просвещения, образования» образовано в 2012 г. по рекомендации Экспертного Управления Президента РФ для реализации группы проектов социально-экономического и образовательно-культурного направления со следующей оценкой: «Роль таких институтов гражданского общества, как журнала «Личность и Культура», ЗАО «Гуманитарный фонд» и других Ваших творческих партнеров трудно переоценить в деле укрепления российской государственности и общественного сознания».

 


 

На главную

© Личность и Культура. При цитировании ссылка на журнал "Личность и Культура" обязательна.
Яндекс.Метрика