логотип ЛиК Личность
и
Культура
афинская школа Рафаэля

www.лик-спб.рф

 

на главную

Всеобщая изобразительная грамотность в России

 «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать,
превзойдёт все другие в области наук, искусств и ремёсел».

Дени Дидро

 

«ВСЕОБЩАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В РОССИИ - СУПЕРПРОЕКТ В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
Тезисы доклада на I Всероссийской конференции «Наука, образование, инновации»
Москва. ИНИОН РАН. 8-10 ноября. 2008 г.
(с поздними дополнениями)


Покровский Н.Б.
ЗАО «Гуманитарный фонд»

Проект начал создаваться в середине девяностых годов, когда обстоятельства объединили деятельность специалистов в области производства художественных изделий, обучения изобразительному искусству с большим кругом специалистов и ученых в различных областях знаний. Среди авторов Проекта такие выдающиеся деятели культуры, как Д.С. Лихачев, М.Г. Аникушин, Е.Е. Моисеенко.  
В результате системного научного осознания практического опыта был выявлен ряд эффектов, связанных с балансом экстравертного и интровертного типов мышления, взаимодействия образного и понятийного (языкового) мышления. Эти данные легли в основу Теории отстранения. В Заключение Государственного Экспертного Совета Комитета по образованию Санкт-Петербурга было отмечено, что Теория отстранения дает «новое раскрытие проблемы».
На основании положений Теории отстранения был разработан данный Проект.
Наиболее важные положения проекта.

  1. Изобразительная деятельность – одна из ранних (реликтовых - всеобщих) форм проявления сознания и один из базовых факторов его развития в системе коммуникативных технологий. Самый первый вариант ее – жест.
  2. Образное мышление обеспечивает непосредственное восприятие и освоение продуктивных моделей и алгоритмов объективной реальности. Это обеспечивает деятельности сознания наибольшую эффективность.
  3. Образное мышление стимулирует развитие понятийного мышления, наполняя его тем содержанием, которое ему не доступно другим путем, а также сообщая новые алгоритмы аналитической работы.
  4. Реальность оказывает непрерывное воздействие на человека и тем стимулирует активность образного мышления, что увеличивает креативные возможности сознания. Без этой активности нейронные комплексы, которые отвечают за уровень интеллекта, могут придти к состоянию стагнации, утратить стабильность и разрушаться. В этих случаях сознание деградирует.
  5. Образное мышление, используя ассоциативные связи, вовлекает в мыслительный процесс более емкие информационные блоки. Это повышает продуктивность мышления и одновременно снижает энергозатраты. Этим, в частности, обеспечивается щадящий режим для нервной и эндокринной системы человека, значительное укрепление его здоровья, повышение работоспособности, полноценная жизнь.
  6. Квантовый характер процесса образного мышления наиболее адекватен реальности. Поэтому образное мышление обеспечивает не только наиболее масштабное взаимодействие с ней, но и наибольшую продуктивность.
  7. Образное мышление стимулирует развитие экстравертных свойств сознани, что повышает адаптационные возможности индивида. При этом повышается уровень лояльности к среде, развиваются различные формы  сотрудничества. Это обеспечивает синергетические эффекты, которые могут на порядок повышать продуктивность профессионального сообщества.
  8. Более развитый интеллект граждан обеспечивают обществу в целом наибольшую продуктивность и конкурентоспособность.
  9. Особую, исключительную важность образное мышление имеет для экономики за счет своего нелинейного характера. Экономика является нелинейным объектом. Линейные подходы современной техногенной, «линейной» цивилизации имеют наибольшее распространение, в т.ч. стимулируются Нобелевскими премиями. В то же время они совершенно не применимы в экономике и ведут к кризисам.
  10. Изобразительное искусство (в первую очередь реалистическое) является наиболее эффективным средством развития образного мышления, а также экстравертных экстравертных сознания человека.
  11. Изобразительное искусство является самым крупным блоком информации об опыте существования человечества, который исключительно важен для успешной жизни.
  12. Изобразительное искусство является наиболее доступным видом искусства, приобщение к которому можно начинать с момента рождения человека. За счет своего реликтового характера оно доступно даже для широкого круга людей с умственной отсталостью.

Сегодня образное мышление человека, в силу наибольшей применимости к нему вероятностного подхода (принцип неопределенности Гейзенберга), можно наиболее отнести к квантовым состояниям сознания. Данное состояние в силу одного только исключительно высокого уровня организации требует специального внимания. В первую очередь это внимание требуется в целях достижения обществом более высоких форм существования в широком спектре проблем – от экономики до экологии.
Разработка Проекта была полностью завершена к 2005 году. Первым шагом для его реализации стало создание в апреле 2006 г. Народного художественного университета в Санкт-Петербурге, как базовой площадки, см. сайт www.culture-people.com
Деятельность Народного художественного университета определена положением «Общая оценка проблем, вызывающих необходимость реализации проекта Народный художественный университет», а также целевым проектом «Народный художественный университет»
Уже первый этап работы Университета дал ценные результаты в практической, методической и научной области. 
В числе их «Результаты социологического исследования того, как процесс обучения изобразительному искусству влияет на учащихся».
Сегодня данный Проект является крупнейшей системной инновацией в области интеллекта, которая способна кардинальным образом повысить эффективность экономики, науки и образования. Это обеспечит России прочные позиции, как одного их локомотивов цивилизации перед лицом грозных вызовов.

 

Дополнительная часть.

1. Пункты 1-7 поясняют следующие материалы.
■ Тезисы доклада «Изобразительное искусство как фактор социализации личности и инновационного развития общества от палеолита до современной эпохи»
■ Гуманитарный Фонд предупреждает
■ Как я мыслю, так и существую
■ Об острой необходимости изобразительного искусства в программе средней школы
■ О необходимости всеобщей изобразительной грамотности в России
■ Изобразительное искусство и мозг

2. Значение изобразительного искусства для научного сообщества конкретизировано в материалах:
■ Доклад «Задача формирования культурной общности научной среды на базе изобразительного искусства, как продукта исторического опыта цивилизаций»
■ О совершенстве в единстве

3. О том, какие есть пути для приобщения детей к изобразительному искусству и их эстетического развития, говорится в статьях:
■ Что мы можем сделать для своих детей?
■ Замечательное и нужное искусство
■ Этико-эстетический конструктор

4. Подготовка и реализация целевого проекта «Народный художественный университет» отражена в материалах:
■ Проект «Народный художественный университет»
■ Карта реализации проекта «Народный художественный университет»
■ Общая хронология подготовки и реализации проекта «Народный художественный университет»

5. По результатам успешной реализации проекта «Народный художественный университет» подготовлены Проектные предложения по Федеральному Закону «Всеобщая изобразительная грамотность в России» в виде Социального проекта со сроком реализации 10 лет.
В августе 2012 г. Проектные предложения были направлены в Комитет Государственной Думы РФ по культуре. 
С материалами данных Проектных предложений можно ознакомиться на этом же сайте в разделе Хроника.
Здесь для информации приводятся:
■ Содержание и стоимость работ по Социальному проекту
■ Порядок финансирования Социального проекта «Всеобщая изобразительная грамотность в России»
В настоящее время данные Проектные предложения в составе программы «Всеобщая изобразительная грамотность в России» включены в Мегапроект «Российский Ренессанс», который также представлен на данном сайте. 

 

На главную

© Личность и Культура. При цитировании ссылка на журнал "Личность и Культура" обязательна.
Яндекс.Метрика