логотип ЛиК Личность
и
Культура
афтнская школа Рафаэля

www.лик-спб.рф

 

на главную

 

Личность и Культура - №2, - 1999

В России - не экономический, а глубинный культурный кризис.

Анализ экономической ситуации в стране, ее материальных и трудовых ресурсов, потенциала потребительского спроса и ряда других конкретных компонентов российской действительности, совершенно ясно указывает на отсутствие необходимых причин для столь длительной стагнации экономической депрессии.
Это наводит на мысль, что причины этой депрессии не в сфере экономики, или во всяком случае не только экономики, а реализуется влияние каких-то дополнительных мощных факторов.
Каковы эти факторы?
Достаточно убедительно на них указывает разработанная Гуманитарным Фондом Диаграмма ДРР.
Во-первых, это, конечно, неразвитость основного субъекта рыночной экономики - Фактора Капитала.
Только к 2002-2003 гг. этот Фактор завершит процесс своего структурирования. И это, кстати, весьма своевременно, так как к этому времени существенно ослабнут глубоко скрытые регенерационные процессы, описанные в работе параметром АПВ (Активность Процессов Выживания).
Во-вторых, особое внимание к ситуации привлекает состояние культуры, которое характеризует индекс ИВ (КП) - индекс востребованности культурного потенциала.
Примечательно то, что его величина к началу 1990-х упала ниже критического уровня, равного примерно 0,33. По Условию 1/3 это должно указывать на начало процессов деструктуризации, практически распада, разложения.
С таких условий начинается деградация нации. Только мощный всплеск АПВ смог вырвать нацию из водоворота Леты. В действительности опасность для государства исходит не из сферы экономики, а из сферы культуры.
Рассмотрим этот аспект подробнее: какова же природа культурного кризиса?
Сначала отметим конкретное влияние культуры на экономику. В статье «Российская промышленность: в знании - сила» (журнал «Мост», ноябрь 1998) нами уже говорилось, что налоговая система, выражая идеологию общества, таким образом является специальным продуктом культуры.
Еще раз подчеркнем, налоговая политика - это продукт не экономики, а культуры, выражающий приоритеты общественного уклада. Что же для этого уклада является безусловно типичным?
Это практически безграничное пренебрежение к Труду.
Обессмысливание труда в крупномасштабных акциях, малоэффективных и просто ненужных стройках, уничтожение продуктов труда, тотальная терпимость к ужасающе низкому качеству продукта труда, типично российские позиции в оценке и методах оплаты труда - все это проявления безусловно национальных стереотипов.
При этом важно понять, что их корни уходят в глубину веков, возможно, к периоду татаро-монгольского господства, уже не говоря о петровской эпохе.
Споры по вопросу о самоценности труда идут с библейских («В поте лица своего будешь добывать хлеб свой» - сказал Господь Адаму, противопоставив таким образом труд как проклятие и «не труд» как счастье) до наших времен, когда многие экономисты относят к труду всякие умственные и физические усилия, направленные на получение какого-либо результата за исключением «…удовлетворения, получаемого непосредственно от самой работы». /Маршалл А. Принципы экономической науки. М, 1993, с.124/.
Некоторые авторы пытаются сочетать целевую и ценностную  стороны труда, определяя последний как процесс по преобразованию ресурсов природы, совершаемый человеком «либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому». /Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М, 1998, с.7/.
Крупнейший специалист по российской истории, профессор, доктор истор. наук, декан исторического Факультета СПбГУ И.Я. Фроянов в своей работе «Октябрь семнадцатого» (СПб, 1997) отмечает: «... именно в петровское время обозначилась пропасть между дворянским сословием и трудовой массой населения, прежде всего крестьянством» и приводит утверждение  И.Л. Солоневича о преобразованиях Петра 1, которые мы «расхлебываем до сих пор - третьим Интернационалом, террором и голодом, законными наследниками деяний Великого Петра».
В статье «Россия инвестирует во власть» (Мост, февраль 1999) ее автор к.ф.н. А.В. Баранов высказывает суждение, которое практические не встретило оппонентов: «на Руси давно плохо относились к труду». Заметим, что если сам труд, конечно, компонент экономики, то отношение к труду целиком лежит в сфере культуры.
И что же следует из этого отношения? - Все последние 200 лет российской истории.
Презрение к труду и человеку труда, в лучшем случае - неуважение нему, выдвинуло в качестве альтернативы идею служения и качества слуги. При этом категория слуги могла достигать высшей социальной оценки «слуга государя». Но и роль слуги самого заштатного барина была социально (но не экономически) «освящена».
Таким образом, категория слуги, а не работника была безусловно признана национальной идеологией.
Отметим также, что российская интеллигенция немало способствовала закреплению этого стереотипа, как своей терпимостью к нему, своим энтузиазмом служения, и даже своим пренебрежением к фигуре мещанина и купца, повинных в том, что они трудятся ради материальных благ (реализуя важнейшие механизмы экономики).
Таким образом, служила, именно служила, иногда вдохновенно («служить бы рад...» Чацкий) практически вся нация. В этих условиях национальная культура жестко антагонистична идеалам рыночной экономики, которая оперирует товаром как овеществленным трудом.
Национальная культура в таком состоянии практически исключает рыночные отношения. Октябрьская революция была органичным продуктом этой культуры.
Что же мы имеем сегодня на российском рынке? Несложные расчеты показывают, что от 70 до 85% (а иногда и выше) величины товарно-денежной массы, обращаемой в обществе, составляют налоги, т.е. государственная (государева) повинность.
Т.о., экономическая система оперирует не овеществленным трудом, а преимущественно государственными повинностями. Эта ситуация очень близка к докапиталистической формации, например, феодальному укладу. Стоит ли удивляться, что темы развития производительных сил почти в точности отвечают этому историческому этапу цивилизации.
Тот факт, что в любом российском продукте овеществленный труд, являющийся предметом рыночных отношений, представлен ничтожным образом по сравнению с атрибутом феодальных отношений, не позволяет говорить сегодня о стандартной рыночной экономике в России.
Этим негативная ситуация не исчерпывается. Именно труд в значительной степени является реальным основанием морали общества. Унижая труд, мы унижаем и личность как носитель морали и созидательной идеологии труда.
Ужасы национальной истории - это естественное следствие определенных стереотипов национальной культуры, общественных позиций личности каждого гражданина. В позициях личности реализует себя культура общества.
Каково же сегодня положение личности в обществе? Поскольку нас интересует экономический аспект, обратимся к предпринимателям.
По степени своей ответственности перед государством предприниматель находится в наиболее тяжелом положении. Малейшая ошибка в налоговых отношениях (кстати, усилиями государства весьма замысловатых) вызывает огромные штрафы, ставящие предприятие на грань краха.
В газете «Предприниматель Петербурга» (№3/135, январь 1999) в статье «Ответственность налогоплательщиков стала «облегченной»», прямо отмечается общеизвестный факт, что «несущественное нарушение налогового законодательства может повлечь за собой банкротство», т.е. в одночасье будет уничтожен результат колоссального напряжение ума, воли, физических сил (смерть от инсультов и инфарктов среди предпринимателей не редкость).
При этом будет уничтожена «ячейка рыночной экономики» приоритетами докапиталистической идеологии (культуры).
Такой меры ответственности не несет ни одна категория граждан.
Актуальным становится вопрос о дискриминации по социальному признаку.
Именно у предпринимателей наиболее сужены права в отношении материальных результатов их труда, основная их часть немедленно становится собственностью государства в виде налогов.
Каковы же тогда свободы личности?
Это уже правовая проблема, т.е. проблема из сферы культуры.
Т.о., можно констатировать в России не экономический, а глубинный затяжной историко-культурный кризис. Экономическая депрессия при этом - лишь одна из форм его проявления.
Пути преодоления этого кризиса четко прочитываются по ДРР. Повышение культурного уровня общества обусловлено хозяйственной деятельностью, новыми развивающимися Трудовыми отношениями.
Именно в сфере экономики формируются новые культурные ценности и приоритеты личности как созидающего фактора.
Большой вклад в этот прогресс могут внести руководители крупных предприятий и общественных организаций, способствуя просвещению граждан. Только само общество должно создать внутри себя новые общест­венные технологии, основанные на дости­жениях мировой и национальной культуры.
Журнал ЛиК один из первых обратился к этим ориентирам.

 

Н.Б. Покровский

Трансформация власти в Росии
Диаграмма развития Росси до 2015 года

(по статико-динамическим характеристикам макропроцессов в теории развития России)


Прогноз развития России был разработан в 1995г. Все это время Россия идет по предсказанному пути. Ни малейшего намека на отклонение курса или изменений темпа. Это конкретный пример огромных возможностей Культуры, освещающей человеческий разум.
Далее, по тексту статей журнала, диаграмма именуется ДРР.


диаграмма

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

Рис. 1.
И - Индекс.
ФСД - Фактор Социальной Деструктивности,
ФГ - Фактор Государственности,
ФТ - Фактор Труда,
ФК - Фактор Капитала.
НД - период Несбалансированной Динамики,
ЧД - период Чрезвычайной Динамики.

Рис.2.
ИВ - Индекс Востребованности
КП - Культурный Потенциал
ИП - Интеллектуальный потенциал (потенциал Интеллекта Прагматичного свойства)
ПВ - Православное Вероисповедание (Вера)
Рис. 3
ИВт - Индекс Вероятности
ЭП - Экономический Потенциал
АПВ - Активность процессов выживания

 

Рис.2.
ИВ - Индекс Востребованности
КП - Культурный Потенциал
ИП - Интеллектуальный потенциал (потенциал Интеллекта Прагматичного свойства)
ПВ - Православное Вероисповедание (Вера)
Рис. 3
ИВт - Индекс Вероятности
ЭП - Экономический Потенциал
АПВ - Активность процессов выживания


Формирование в России новых экономических и социальных отношений протекает в условия становления 2 основных субъектов экономики: наемного труда и капитала, а также при постепенной трансформации государственной машины в соответствии с ее новыми задачами и методами. Эти процессы с полной наглядностью описываются графиками ДРР. Откликаясь на «злобу дня», рассмотрим вопрос о трансформации власти.
Как видно из ДРР, страна вступила на путь реформ при наличии в обществе 2 реально действующих Факторов - ФГ (Фактор Государственности) и ФСД (Социальной деструктивности). Очевидно, что их взаимодействие полностью определяло характер эпохи.
Наиболее ярко его черты проявились в вопросах приватизации.
Отметим сразу же, что критика приватизации не имеет реального субъекта, т.е. она не может никому адресована. Другой приватизации быть не могло. Скажем более конкретно - никто не мог провести приватизацию иначе, не было в стране такой структурированной силы. Был тотальный прессинг деструктивных методов хозяйствования, порожденный предыдущими десятилетиями. Поэтому государственная власть лишь реализовала потенциал доминирующего фактора.
«Исторически запрограммированная» на такие функции власть сочетала в своих действиях, с одной стороны, логику крупнейшего владельца собственности, будучи объективно не предназначенной для владения этой собственностью, а с другой стороны, логику тех действий, которая ей навязывалась ФСД.
Разумеется, это был не самый блестящий период в истории российской власти. Но у нее есть все основания парировать любую критику указанием на то, что в обществе и до сего времени (сентября 1999) конструктивные факторы экономик и социальной практики (ФТ и ФК) не формировались до такой степени, чтобы на них можно было опереться. Поясним сказанное.
До сих пор, и, согласно ДРР, еще до 2001-2002 гг. Факторы труда и капитала не достигли своей социальной значимости, их Индексы заметно уступают ФГ.
До сих пор, и это исторически обусловлено, сферу труда и капитала не покинули ожидания, что кто-то кроме них самих даст им нужную им политику, нужные им законы, нужные им общественные позиции. И что этот кто-то - никто иной как государственный аппарат, выступающий в роли доброго барина.
Такие стереотипы имеют глубокую историческую природу, даже слишком глубокую, но очень ограниченную перспективу. При всем желании не может терапевт писать правила для стоматолога. Государственная машина - это сугубо специальный механизм, действующий исключительно по своим законам.
Главное в действии этого механизма - отнюдь не рефлексия, которую от него чаще всего ожидают (патерналистские ожидания, столь характерные для населения России), а «административно-циркулярная трансценденция», которая вызывает наивный протест. Не сенсорика, а моторика реализует главные функции государственной машины. В наибольшей степени это относится к исполнительной власти, в меньшей - к законодательной. Глубокое понимание этих принципов и владение ими может служить основанием эффективного взаимодействия с государственной властью.
Такое взаимодействие было бы чрезвычайно полезно для общества и в первую очередь потому, что позволило бы власти дистанцироваться от ФСД.
Однако по указанным причинам российского национального сознания этого взаимодействия не могло быть, и российская власть примерно до 1998 (период «ламинарного хаоса», хаоса, упорядоченного в граничных плоскостях, см. статью «Россия - черты настоящего и будущего», ЛиК №1-1999) продолжала оставаться совершенно самодостаточным фактором. При этом она продолжала выполнять 2 основные функции: первая, исторически присущая ей - стабилизация положения в обществе; вторая, исторически навязанная - программирование и реализация экономической эволюции.
Эта функция не являлась для нее совершенно чуждой, он естественным образом «перекочевала» из советской практики, где труд и капитал не имели собственных социальных позиций.
А с каких позиций действовала российская власть? Да с тех, которые ей были совершенно добровольно предоставлены формальными субъектами общества: трудом и капиталом - с позиций барина.
Заметим, что эти позиции российская власть не узурпировала, а занимала на правах наиболее социально зрелого института, института высокоструктурированного, владеющего завершенной методологией (но не методикой), объективно являющегося носителем исторической перспективы общества.
Важно отметить и тот факт, что «среднестатистический» уровень культуры персонала государственных органов по данным наших исследований существенно превышал уровень других субъектов общества.
Естественно, что в этой ситуации прогресс во взаимоотношениях государства, труда и капитала обусловлен действиями гос. аппарата.
Особенностью этой культуры является то, что ее предметом являются интересы других субъектов, тогда как предмет культуры Фактора Труда и Капитала содержится, главным образом, в рамках их собственных интересов. Это вполне понятно, так как еще идет процесс структурирования этих Факторов.
Вместе с тем это указывает и на заметную разницу в степени социальной зрелости и в гуманистической содержательности стереотипов тех и иных субъектов общества. Ситуация эта все время меняется в лучшую сторону - ориентиры на культурные ценности все более заметны в различных слоях общества, однако согласно ДРР до 2007-2010 гг. положение еще нельзя считать благополучным.
Итак, государственная власть постоянно эволюционирует, решая повседневные задачи государственного строительства, имея слабую опору в лице труда и капитала. При этом управленческие технологии достаточно быстро совершенствуются.
Итак, мы видим, как законодательное поле засевается практически из одного сита единственным сеятелем - гос. аппаратом.
Стоит ли тогда удивляться его всходам!
Конечно, это не то, чего скорее всего хотелось бы другим «едокам» (Труду и Капиталу), но тем не менее, пища вполне им по возрасту. А раз так, то и исторический процесс продолжает плавно разворачиваться.
Отсутствие серьезных возмущений в этом процессе - главное достижение деятельности гос. аппарата. Разумеется, его деятельность не свободна от негативных явлений.
Во-первых, при нынешнем раскладе общественных сил, положение гос. аппарата допускает и предполагает известную долю волюнтаризма, как естественное следствие отсутствия в обществе равноправных по исторической зрелости участников конструктивного диалога. Гос. аппарат - безусловный лидер, а потому свободен в выборе средств реализации своих функций.
Во-вторых, как собственник финансовых и материальных ресурсов, он становится объектом глобального прессинга со стороны Фактора Социальной Деструктивности. Откуда проистекают истинные причины коррупции.
В настоящий период и до 2004-2005 гг. гос. аппарат обречен на аномальные размеры коррупции (см. ДРР). Поэтому бороться с коррупцией, не понимая ее действительную природу, бессмысленно.
Тем более абсурдно обвинять гос. аппарат в порождении коррупции. Это может быть следствием только полной неосведомленности о протекающем в стране реальном историческом процессе.
К сожалению, активное муссирование в СМИ тем коррумпированности чиновников уводит внимание от очага этих метастаз. Совершенно игнорируется тот факт, что и в других сферах, в т.ч. в сфере бизнеса положение дел не лучше.
Социальная деструктивность - это общая болезнь общества, причем именно гос. аппарат менее всего подвержен ей в силу, как уже отмечалось, и исторической зрелости, и системного оперирования конструктивными моделями, без чего он как механизм просто не мог бы существовать.
Отсюда, кстати, проистекает не только более высокий профессиональный уровень «среднестатистического» чиновника, но и мотивы служение достойному делу, присущие огромной массе специалистов. А по последнему показателю, характеризующему моральный уровень среды, например, бизнес отстает весьма существенно.
Не желая умалить заслугу всех тех честных и мужественных людей, которые встали на борьбу с коррупцией, все же заметим, что побеждена она будет историей.
Ресурсы ФСД в соответствии с ходом естественного исторического процесса будут перетекать в ФТ и ФК, структурируясь в конструктивные формы деятельности (см. ДРР).
Таким образом, из ДРР легко видеть, что до 1998 г. Государственная власть плавно эволюционировала в направлении стандартных форм, сохраняя доминанту сугубо собственных мотивов.
Затем с «созреванием» конструктивных сил ФТ и ФК и до 2002-2003 гг., она развивается в диалоге с этими Факторами, дистанцируясь от непрерывно слабеющего ФСД. Приоритеты гос. власти при этом смещаются в сторону социальных и экономических вопросов.
Говорить же собственно о трансформации как эффекте перехода количества в качество следует после 2003г. Тогда власть будет действовать в совершенно иных условиях, аккумулируя интеллектуальный и духовный потенциал нации для решения новых насущных задач, порождаемых вступлением в период борьбы (возможно, даже схватки) Труда и Капитала.
Есть все основания считать, что к этим новым своим функциям российская власть подойдет достаточно подготовленной, эффективно оперируя накопленным опытом и своей компетенцией.

 

ЛиК №2, - 2000.

Культура - жизнь и бизнес.

Статья подготовлена по материалу работы “Невский Меморандум”, которая была выпущена Отделом прикладной культурологии ЗАО «Гуманитарный фонд» в октябре 1996 г. Работа встретила различные отзывы как со стороны отдельных людей, так и от официальных инстанций, включая зарубежные. Спустя ровно 3 года мы предлагаем положения «Невского меморандума» широкому кругу читателей, так как нам представляется, что сегодня они воспринимаются в более актуализированном виде.
При резкой смене общественной формации, которая произошла в России, у граждан не было возможности с той же молниеносностью изменить стереотипы многих отношений. К старым стереотипам мы должны сегодня отнести такие как низкий уровень уважения к человеческой личности и общественных интересов. Весьма длительный период осуществлялся опыт по отторжению духовной сущности от материального вещества личности. При этом разрушалась мораль как основа подлинного и прочного блага человека. Национальная общность в стране была ослаблена двумя разрывами культурных традиций при мощной экспансии в девяностые годы иной культуры. Особое воздействие, очевидно, оказывала культура товарного рынка с деморализующим действием изощренной соблазнительности материальных продуктов, с которыми наши граждане никогда ранее не соприкасались.
Идеология деятельности в новых условиях полностью отсутствовала. Абсолютно доминировал принцип “выживай, как можешь”. Огромные масштабы приобрели чудовищные надувательства доверчивых, как дикари, людей. Все это создавало прочные предпосылки для крайних проявлений агрессивного эгоизма, жестокости и порочности. Это мешало формированию позитивных общественных отношений и личных позиций людей, как среди старшего, так и среди младшего поколения.
Вместе с тем человеческая история накопила столь громадный опыт, что и возникшая ситуация имела ключи к решению многих проблем в арсенале мировой культуры.
Весьма близким аналогом развернувшегося в стране исторического процесса, по мнению специалистов АО “Гуманитарный фонд”, является итальянский Ренессанс. Многовековой опыт европейской цивилизации, интеллектуальный труд ее лучших выразителей был обобщен, переработан и творчески развит итальянскими гуманистами для целей их эпохи. Их титанический труд был целиком обращен на актуализацию личности как в мироздании так и в обществе, в кругу личных интересов.
Важнейшее место гуманистическая мысль отводила знанию. Свобода, общественное положение, благосостояние ставились в зависимость от знания. Не жалеть сил для приобретения знаний, которые укажут цели, средства и облагородят жизнь, призывали гуманисты. - «ты не получишь ни от богатства, ни от детей, ни от службы столько, сколько даст тебе наука и сознание того, что ты человек, а не животное” (Морелли). Эта ссылка, как и последующие, взята из книги Л.М.Брагиной «Итальянский гуманизм». Ландино считал стремление к знаниям гражданским долгом.
К числу необходимых знаний гуманисты относили, в частности, философию, риторику, историю, экономику, право, медицину, богословие, естествознание, искусства.
«В философии содержатся обязанности всех людей и что кому должно соответствовать...» (Верджерио). "Именно благодаря философии мы достигаем блаженной жизни, почти уподобляясь богам” (Альберти). Философия сообщает разуму средства и методы познания сущности вещей. Этим человек предостерегается от ошибок, связанных с ограниченностью его личного опыта.
Если философия помогает правильно мыслить, то риторика - веско и красиво выражать свои мысли, что немало значит в процессе интеллектуального взаимодействия людей умственного труда. Для российского общества сегодня актуальна задача формирования интеллектуальной среды, и риторика в этом процессе выполняет каталитическую функцию.
Сегодня нам очень много надо сказать друг другу, и от того, как мы это делаем, зависит темп продвижения к цели и условия движения по этому пути.
Искусство, как и наука, является средством познания природы. При этом мы используем не логику, а чувство, напряженное и сосредоточенное. Ван Гога оно едва не доводило до обморока, Сезанна - до кровотечения из глаз. Искусство оперирует емким впечатлением от природы и находит в ней законы ее бытия. Одним из полезнейших искусств является живопись (рисунок), которая самым непосредственным образом связывает нас с предметным миром. Надо заметить, что и абстрактная живопись служит тем же целям, обращая нас к конкретному качеству этого мира - цвету, его влиянию и содержанию. Именно по этому в АО “Гуманитарный фонд” ведется специальная работа по обучению людей пониманию языка изобразительного искусства. Человек, владеющий этим языком, в качестве собеседников приобретает величайших людей, чьи произведения-высказывания находятся в музеях и практически общедоступны. Бриллианты мыслей рассыпаны перед нами, нам лишь остается их взять.
Кроме того, изобразительное искусство естественными средствами развивает весь чувственный аппарат человеческого сознания, сообщая ему главное качество природы - гармонию.
В нарушении гармонии гуманизм усматривает присутствие зла. Зло влечет человека к порокам, к которым гуманисты относили жадность, бесчестность, жестокость, малодушие, бесчеловечность, неумеренность, эгоизм, тщеславие, зависть, злобность, дерзость и др. Порок разрушает сознание, лишает его гармонии и свободы, масштабы которой определены продуктивными законами природы. Пороки ослабляют способность разума правильно оценивать ситуацию и толкают к ложным решениям. Никто не может принести человеку столько вреда, как он сам.
Защитой от пороков человеку служит его совесть, мораль. Согласно идеям гуманизма нет ничего важнее морали. “Нечестное никогда не является необходимым для жизни” (Альберти). А то, что не является необходимым, далеко не всегда может быть безвредным. В этом естественный закон природы, когда каждая вещь служит определенной цели. Моральная философия Бруни придает этике главенствующее значение для человеческого счастья. Мораль позволяет отделить добро от зла. Этика, по утверждению Агриропуло, - первая ступень познания; очищая душу от пороков, она готовит ее к продуктивной деятельности.
Одним из продуктов такой деятельности являются материальные блага, богатство. Вне моральных ценностей богатство порождает только зло, угрожающее человеку гибелью.
Ни знания, ни нравственность, ни богатство с позиций гуманизма не достижимы без активной деятельности. Праздность лишает человека опыта, который «никогда не ошибается» (Ле-онардо да Винчи). Опыт придает разуму силу, а действиям точность и экономичность.
“О великое и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет” (Пико). А для этого необходимы чистая совесть, развитый разум и активная деятельность. Вот что, по мнению гуманистов, составляет счастье человека.
Но, чтобы достичь желаемого, еще нужны мужество и стойкость, которые увеличивают возможности человека, возвышая его почти до всевластия судьбы - “...не во власти судьбы так легко побеждать того, кто не хочет быть побежденным” (Альберти). Можно потерять все, и затем надо начинать сначала. Сохранив совесть, знания и способность действовать, человек при всех материальных потерях продолжает свой восходящий путь к благу.
Коллективный разум и воля людей сливаются в образ их общества. Общество, государство позволяют человеку организовать свою жизнь по своим планам и возможностям. Гуманизм ориентирует человека на службу обществу, тогда его успех еще более возрастает. Само же общество и государство выиграют, если будут помогать человеку в его активной деятельности. Тогда, надо признать, что в заботе о гражданах у государства на первом месте должны быть предприниматели.. Обеспечив им возможность успешной и честной деятельности, общество получит и необходимые средства и устои для своего достойного существования. Затем, следуя этой логике, необходимо позаботиться об ученых, чьим трудом доставляются полезные знания, и об учителях, которые эти знания претворяют в образ мыслей и действий человека. Такой ряд вполне согласуется с тем фактом, что человечество из эры паровозов и электричества переходит в эру информации.
Действуя подобным образом, общество успешно решит и другие проблемы: получит великолепную армию, медицину и многое другое. Но главным приобретением при этом станет единство нации, взаимопонимание, взаимное уважение и доверие людей.
Существует теорема, доказывающая, что деятельность людей на основе института согласия и сотрудничества соответствует беззатратным (точнее сказать “малозатратным”) процессам в природе. При минимальном расходовании ресурсов достигается максимальный эффект по произведенному продукту. Таким образом, представленная модель позиций общества отвечает наивысшей точке его благополучия. Доказательство этой теоремы методом «от противного» наше общество уже получило. Этот бесценный опыт и культурное наследие такого грандиозного феномена история как итальянский Ренессанс, могут стать мощным импульсом на пути к новому величию России.

Н.Б. Покровский, Т.Л. Сивкова
АО “Гуманитарный фонд

 

ЛиК № 2.- 2000.

Культура и латентные механизмы экономического поведения.

Изменения в культуре нашей страны, происходящие с середины прошлого десятилетия, были разительны. Достаточно вспомнить полки книжных магазинов 1970-х, чтобы понять, насколько далеко ушли мы от культуры советского периода.
Сегодня прилавки заполнены ярко иллюстрированными журналами и карманными книжечками детективов и «дамских» романов.
Все эти перемены отражают изменения в наших с Вами, уважаемый Читатель, вкусах и предпочтениях: ведь если бы мы с Вами не хотели покупать детективные или сентиментальные романы, вряд ли издательства стали бы выпускать их огромными тиражами и бесконечными сериями?
Эти перемены показали, что модели и стереотипы потребительского поведения нестабильны, они увязаны с общей социально-экономической ситуацией в нашей стране, и произошедшие трансформации в социально-экономической сфере отразились самым ярким образом на нашем потреблении.
Многие ученые сегодня характеризуют советское общество как основанное на мифе. Мифом было построение коммунизма как цель общества, мифом оказалась социальная защищенность...
В ходе разрушения советского марксизма как единой основы нашей культуры, «единой интерпретационной схемы», начали рушиться и эти мифы - обнаружилась индивидуальная социальная «беззаботность» наших граждан, выявились новые потребности, которые не существовали прежде или удовлетворялись советским государством, избавлявшим индивида от необходимости об этих потребностях заботиться самому.
Одной из таких потребностей, как оказалось, является потребность в культуре, в базовой системе ценностей как фундаменте любой личной картины мира, как системе жизненных «координат».
Так, современная психология считает, что основу сознания составляют верования - некое целостное представление как о мире в целом, так и об отдельных его частях. Именно эту потребность в знании о мире брал на себя прежде советский марксизм, предоставляя каждому советскому человеку некую базу для понимания действительности.
Социально-экономические трансформации 1980-90-х гг. показали крах не только марксистской идеологии, но и всей советской культуры, которая была основана на соотнесении индивидом своей личной биографии и предлагаемых партией «ступенек» карьерного и статусного роста.
А следом за разрушением мифологии советского периода изменились и стереотипы, ценностные ориентации и модели поведения людей.
Ряд ученых характеризуют этот процесс как переход от мифологических оснований сознания людей к рациональным. В самом деле, практически все исследователи отмечают резкий рост интереса людей к осмыслению организации своей частной жизни, т.е. к построению индивидуальных картин мира, а также прагматизацию сознания, стремление людей к удовлетворению своих потребностей вместо построения «светлого будущего», к обеспечению своих прав вместо того, чтобы рассчитывать на поддержку государства.
Формирование индивидуальных картин мира, или индивидуализация мифологий, отражает переход от моностилистической культуры, характеризовавшейся единством «стиля» жизни, канонизированной марксистской схемой понимания действительности, к полистилистической культуре, в которой сосуществуют различные стили жизни и картины мира.
Формирование культуры нового типа ставит и проблему исследования процессов формирования новых моделей и стереотипов поведения.
Поведение индивида, в том числе, потребительское поведение, формируется на базе ценностей и социальных установок.
Установка характеризует предрасположение, предуготовленность человека к активности в определенном направлении и включает в себя наряду с когнитивным (сознательным) эмоциональный и поведенческий компоненты. Эмоциональный компонент представляет собой некоторый элемент системы ценностей индивида. Когнитивный же - некоторое знание, основанное, например, на предыдущем опыте.
Категория ценности отражает придание положительных (привлекающих) или отрицательных (отталкивающих) значений. «Любое утверждение или объект, за которые человек борется или хвалит их, принимает, добровольно использует, несет расходы для их получения (объектов) или подтверждения (идей), - является позитивной ценностью. Все, что человек отклоняет, чего избегает, что находит предосудительным или атакует, является негативной ценностью».
Когнитивная теория говорит, что организм развивает свое ожидание будущего на основе последовательных событий, которые происходили в прошлом, и поведение этого организма зависит от его ожиданий и ценностных ориентаций.
При этом, развитие ожиданий относительно связей между ситуацией, действием человека и результатом происходит на основе накапливания опыта и анализа его в терминах вероятности. Принятие решения (т.е. формирование поведенческой диспозиции) основывается на «веро-ценностной матрице», которая содержит произведение значимости ожидаемого результата на вероятность его достижения.
Социальная установка - это соединение верования и ценностной ориентации. Социальная установка является трехкомпонентной и включает 3 составляющие: когнитивную (верование), эмоциональную (ценность) и деятельностную (поведение).
Вера определяется комплексом знаний относительно двух и более познавательных категорий, которые нельзя определить друг через друга. При этом, уверенность человека в своем веровании определяется практикой: когда убеждения человека оказываются правильными в 100% случаев, то человек обладает полной определенностью в отношении своего верования, в 50% случаев - неопределенностью, в 0 случаев - полным неверием.
Таким образом, люди стремятся организовать свои верования в определенные структуры - верованиями нулевого порядка называют неоспоримые доводы (например, вера в то, что мы можем доверять информации об окружающем мире, полученной с помощью органов чувств; вера в то, что мнения авторитетов, например, мамы, безошибочны), от которых зависят другие верования: первого, второго и т.д. порядка.
Верования могут носить как целостный, нерасчлененный характер (миф), так и логически дифференцированный и иерархизированный характер (рациональность). Однако необходимо отметить, что в обоих случаях - мифологического или рационального (и их комбинации) способа организации верования - определенность верования основана на вероятности воплощения того или иного ожидания, или еще точнее, на возможной интерпретации события в подтверждение или опровержение верования.
Итак, рациональность, возможность познания и логического объяснения мира и его закономерностей - это одна из разновидностей верований нулевого порядка. А следовательно, она не менее мифична, чем сказка, рассказанная ребенку мамой, или религиозная догма.
Приведем здесь определение мифа, данное в немецком учебнике социологии (Afshar F. u.s. Der Kampf und der Drachen. Anleitung zur Sozio-Logie. Stutgart, Metzler Verlag, 1990, S. 223): «Миф есть фундаментальная форма строения реальности» - Л.Г. Ионин указывает на совпадение этого определения с предложенным А.Ф. Лосевым: «Миф - это обобщенное отражение действительности в виде чувственных представлений или, точнее, в фантастическом виде тех или других одушевленных существ» (Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М, 1991), «миф есть... наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность» (Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. М, Мысль, 1994, с.13-14); «реально, вещественно и чувственно творимая действительность, являющаяся в то же время отрешенной от обычного хода явлений и, стало быть, содержащая в себе разную степень иерархийности, разную степень отрешенности».
Итак, миф составляет основу культуры. Т.И. Райнов определяет культуру так: "Совокупность ценностей, как опредмечивающих единств, есть культура" (Райнов Т. Введение в феноменологию творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т.5. Харьков. 1914, с. 75)
Соединение ценностей (как эмоционального компонента), верований (как когнитивного компонента) и поведения дает социальные установки. Таким образом, наши ценности и культура в целом составляют основу процессов форми-ровании потребительского поведения.

Н.Н. Покровская

 

 

ЛиК №1/2, - 2003

Т.Л.Сивкова
Начальник отдела прикладной культурологи

Е.В.Жаринова
Зав. лабораторией перспективных технологий образования

Критерии эффективности образовательно-воспитательной программы

Одна из задач, которую поставила перед собой Лаборатория перспективных технологий образования, - это определение критериев эффективности системы образования в целом и образовательно-воспитательной программы конкретного учебного заведения. Только обладая такими критериями и тестами, благодаря которым будет высчитано цифровое значение реализации того или иного критерия, можно производить объективные, научно обоснованные и системные преобразования в содержательной части образовательного процесса.
На наш взгляд, главные недостатки современного образования – это его фрагментарность и бесцельность. Напротив, эффективный образовательный процесс должен характеризоваться следующими признаками: комплексность, непрерывность и целенаправленность.
Для того, чтобы придать образовательному процессу такие свойства, нужно целенаправленно и системно решать главную задачу образования.
Главной задачей, стоящей перед системой школьного образования и воспитания, Лаборатория считает действенную и всестороннюю помощь семье в развитии гармоничной и благополучной личности, способной к самореализации в конкретных социально-экономических условиях. Образ такой личности, на наш взгляд, складывается из трех блоков:
Способность к достижению желаемого материального благополучия (1)
Гармония с окружающим миром (2)
Гармония с собой (3)
1 блок отвечает за приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для реализации своих материальных потребностей. Задача школы – помочь ученику определить уровень и направленность своих способностей, дать необходимые актуальные знания, дать возможность выбора соответствующей профессии и одновременно воспитывать интерес учащихся к профессиям, в которых нуждается современное общество.
2 блок отвечает за определение личностью своего места в пространстве и времени за счет создания взаимосвязей между прошлым, настоящим и будущим. Комплекс знаний о прошлом складывается из владения информацией, представлений о культурологическом образе эпох и воспитания на основе преемственности гуманистических ценностей. Вовлечение личности в общемировую культуру сохранит связь между поколениями и позволит человеку более системно воспринимать современную эпоху.
Настоящее – это взаимоотношения личности с государством, обществом и семьей. Основы государ-ственной правовой системы, включая рациональное и нравственное их толкование, психологические основы человеческого общения, культура сексуальных отношений – вот минимум, который, будучи заложен в образовательной программе, поможет личности адаптироваться в социальной среде.
Будущее человеческой цивилизации, на наш взгляд, предопределено, в первую очередь, экологически. Поэтому одна из главных задач образовательного учреждения - воспитание человека в гармонии с природой, исправление прежнего, потребительского отношения к природе.
3 блок отвечает за формирование знаний и представлений человека о самом себе. Изучение физических и духовных особенностей своей личности, всестороннее осознание себя - очень важный процесс, происходящий в подростковом периоде, на который приходятся годы обучения в школе. Задачей школы здесь нам представляется гармонизация физической и духовной сферы, экстравертной и интровертной сферы сознания, а так же реализация творческого потенциала личности.
Итак, мы совершили довольно беглую попытку представить себе школьное образование как цельную систему воспитания гармоничной личности, отвечающей всем требованиям времени. Некоторые указанные блоки могли бы составить отдель-ные учебные предметы. С другой стороны, может показаться, что данные требования исключают необходимость каких-то предметов или учебных тем, однако это совсем не так. Речь идет о поиске смысловых ориентиров, с помощью которых можно выстроить программу по любому предмету, которая будет достаточно акту-альной и эффективной, чтобы решать главную задачу образования.

 


ЛиК № 3.- 2004.

                                                       Н.Б.Покровский,
генеральный директор ЗАО «Гуманитарный фонд»
М.Г. Скрылова,
Руководитель проекта.
Лаборатория Перспективных технологий     
образования ЗАО «Гуманитарный фонд»

 Об острой необходимости изобразительного искусства в программе средней школы

Вопрос о роли предмета изобразительного искусства в программе средней школы, на наш взгляд, необходимо рассматривать с двух основных позиций. Первая – задачи формирования личности. Вторая – исторические перспективы (не только ближайшие, но отдаленные) российского общества и государства. В отрыве от этих вопросов профессионально обсуждать задачи образования невозможно.
Убедительную и достаточно обоснованную версию формирования личности дает Теория отстранения, разработанная специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд». В работе (1) показано, что гармоничное и наиболее продуктивное развитие личности обеспечивается сбалансированным развитием экстравертного и интровертного типа мышления. В развитии первого решающую роль играет изобразительное искусство.
В работе (2) приведен математический метод определения того влияния, которое оказывают стереотипы этики и эстетики в обществе на экономическую эффективность общества, т.е. на объем ВВП. Показано, что примерно 50% ВВП определяется этими стереотипами. Но именно изобразительное искусство является  одним из наиболее эффективных средств для развития эстетических представлений человека. Его этические позиции также существенно зависят от уровня этих представлений. Таким образом, имеются основания связывать преподавание изобразительного искусства с весьма прагматичными вопросами жизни человека в обществе.
А какой представляется сегодня жизнь самого российского общества? В работах ЗАО «Гуманитарный фонд» (3) и (4) приведены веские аргументы для обоснования исключительной роли России в мировой истории. Доказывается, что не только феноменальное развитие экономики, но уникальная культура России выведут ее в мировые лидеры. При этом, именно культура России сможет дать мировой цивилизации необходимые алгоритмы позитивного развития. Именно на такую перспективу страны и должно ориентироваться сегодня российское образование, как среднее общеобразовательное, так и высшее специальное.
Без связи с исторической перспективой страны все решения в области образования будут сиюминутные. Авторы таких решения неизбежно останутся в рамках мышления «временщиков». Волюнтаризм  и конъюнктурность тогда получат доминирующее положение, что естественно ослабит и позиции государства и повлечет к не оправданной растрате значительных средств.
Огромным пробелом в организации жизни общества практически во всех цивилизованных странах является отсутствия восприятия того интеллектуального и духовного опыта, который сосредоточен в произведениях изобразительного искусства. Без специальных знаний и навыков их действительное содержание остается недоступным для большинства людей. Люди лишены возможности вести свободный и глубоко личный диалог с гигантами мысли и носителями высокоорганизованного переживания природы вещей. О, если бы в России удалось преодолеть эту оторванность от опыта цивилизаций! Тогда бы она стала сияющей звездой современной цивилизации, способной вести весь мир к новому состоянию, успешно решающему грядущие проблемы выживания.
Сегодня это пока вполне реальное, но предположение. Абсолютно реальна серьезная обеспокоенность современным состоянием нашего школьного образования. Нельзя не отметить два важных обстоятельства, которые вызывают особую тревогу.
Первое,  на наш взгляд, это то, что по вопросам развития образования в административной среде получило преобладающее значение ориентация  на западные технологии. При этом, нет достаточно полного анализа, как эти технологии связаны с негативными сторонами, как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. Нет также анализа того, какая разница в использовании этих технологий в достаточно стабильном обществе и в быстро развивающемся, как Россия сегодня. Россия иногда оказывалась в положении менее развитой страны, чем Запад. И это порождало не всегда обоснованное  преклонение перед Западом. Такую склонность за собой нам полезно все время помнить.       
Вторым тревожным обстоятельством является недостаточная открытость системы образования для общества. Процесс зарождения и принятия  важных решений не всегда достаточно доступен даже для  специалистов. Об обществе в широком плане уже не говорим. Стоящие сегодня перед российским образованием задачи требуют широкого сотрудничества, причем не только с педагогами – практиками, но и со специалистами в разных областях знаний.
Блестящие перспективы России, ее богатейшая культура не могут не вызывать у гражданина – специалиста горячего желания внести свой посильный вклад в жизнь Отечества. В вопросах становления российского образования, в частности в вопросах преподавания изобразительного искусства, нам представляется актуальным начать широкое профессиональное и всестороннее обсуждение и изучение роли и значение этой дисциплины. К такому обсуждению мы и хотим пригласить заинтересованных специалистов.

Литература

1. Как я мыслю, так и существую. Личность и Культура, № 2, 2000г.
2. От этики к экономике. Личность и Культура, № 3-4, 2001г.
3. Теория развития России до 2015 – 2020г.г. Там же.
4. К теории общественных структур ( Россия ). Там же.

 

 

ЛиК № 2,-  2005.

Н.Б.Покровский,
Б.Н.Покровский
В.А.Стрельников

Быть достойным своего будущего

После того, как в 1995 году специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд» завершили разработку «Теории развития России до 2015-2020 гг.» начался период практической проверки использованных решений и методик. Получила свое завершение технология «Метаструктурного анализа», которая позволяет исследовать сложные трудно наблюдаемые объекты. Окончательную форму приобрела «Интегральная теория систем», с помощью которой удается ввести в характеристику сложных систем параметры, которые поддаются измерению.
Оба этих аналитических инструмента существенно расширили возможности изучения и управления сложными системами. Среди основных результатов применения этих возможностей существенное место занимает разработка «Волны Деструкции в истории России». Это практически – частотная характеристика процесса системных кризисов в истории России, полученная расчетным математическим путем (1), см. рисунок.
Расчетный период движения «Волны» начинается с 21 г. и заканчивается 2101 годом. Гребню этой «Волны» соответствует пик кризисного периода в стране. Их хронология с начала новой эры такова: 21, 817, 1309, 1613, 1801, 1917, 1989, 2034, 2062, 2079, 2089, 2095, 2099, 2101 г. Продолжительность периодов между кризисами убывает по закону «золотой пропорции», коэффициент пропорциональности составляет примерно 0,62 (точнее, в расчетах исходили из величины 0,6179775). Впадинам этой «Волны» соответствуют периоды подъема страны. Разработчики считают, что данная «Волна» отражает своего рода «код» исторического пути России, генезиса ее миссии в истории мировой цивилизации.
Для более детального изучения этого вопроса в 2003 году в ЗАО «Гуманитарный фонд» была создана Лаборатория аналитической истории. В ее задачи входит не только изучение истории России в прошлом и будущем, но и развитие методов исследования общих закономерностей исторических процессов как системных комплексов. Сегодня актуальность таких исследований многими ставится под сомнение, однако, в ЗАО «Гуманитарный фонд» им придают очень большое значение, как процессу глубокого познания законов социальных систем. Это, в первую очередь, необходимо с целью эффективного управления ими, благополучного существования человечества в предстоящие периоды, которые несут человечеству весьма серьезные проблемы.
Опытом опережающего прогресса в знаниях человека и является попытка специалистов ЗАО «Гуманитарный фонд» исследовать феномен исторического пути России. К настоящему времени даны описания «критических» точек «Волны Деструкции», в центре же внимания находится перспектива российского государства в XXI веке. Эту очень интересную задачу разработчики пытаются решить с системных позиций.
Кратко и в самых общих чертах логика их размышлений такова. Во-первых, следует оценить, какую именно ситуацию описывает «Волна Деструкции»: последовательное развитие системы, непрерывный распад или стандартный цикл становления, развитие системы с последующим ее разрушением. Второй вариант не согласуется с исторической реальностью и его можно сразу отбросить. Третий представляется наиболее возможным и нормальным. Но здесь есть одна важная деталь – ритм тех исторических фаз, которые переживает система. Он монотонно возрастающий на всей исторической дистанции, и эта монотонность поразительно стабильна. Именно это наводит на мысль о едином и неизменном алгоритме процесса. Если это не алгоритм деградации, тогда он должен быть алгоритмом развития. Вариант стагнации не приемлем. Если система не движется монотонно к разрушению, следовательно, она монотонно движется по пути своего развития.
Кроме того, равномерный рост темпа чередования фаз состояния можно рассматривать, как равномерное ускорение процесса. Это полностью согласуется с идеей глобального эволюционизма материи, как регулятивного принципа в познании действительности. Закономерности глобального ускорения развития материальных систем приводят к тому, что каждая новая форма становится все более сложной, процессы протекают с возрастающей скоростью, а организация нового состояния требует все меньше времени. Таким образом, мы здесь фиксируем точное соответствие нашей трактовки «Волны Деструкции в истории России» фундаментальным законам мироздания.
Итак, мы наблюдаем два принципиально важных аргумента в пользу ритмично развивающейся системы. Эти аргументы хорошо согласуются между собой и дополняют друг друга.
Что же тогда – признать наличие некого алгоритма, который ведет Россию к некой неведомой цели? А почему нет? Более того, другого и не может быть. История абсолютно каждого государства подчинена некой цели в системе глобальной истории человечества. Другое дело, что этот вопрос еще совершенно недостаточно изучен, однако утверждать наличие такой связи сегодня позволяет нам антропный принцип, сформулированный релятивистской космологией. Согласно этому принципу мы обязаны из всех возможных гипотез выбирать ту, которая нас наиболее приближает к идеи целостного комплекса цивилизаций, находящегося в состоянии непрерывного развития, которое должно быть познано человеческим обществом. Другими словами, история стран в их единстве является некой целостностью, все части которой закономерно соподчинены и имеют свои собственные миссии и цели. И Россия в данном случае не является исключением.
Наконец, «Волна Деструкции в истории России» обращает наше внимание прямо к идее «тонкой подслойки» Вселенной П.Девиса, которая и послужила толчком к антропному принципу. Исторический «код» России, проявленный в «Волне Деструкции» может быть детально «дешифрован» только на основе анализа всей конструкции современной цивилизации. Вместе с тем, некоторые ключевые моменты, по нашему мнению, могут быть обозначены уже сейчас.
В первую очередь обращает на себя устойчивый ритм «Волны», а ритм сам является четким признаком наличия содержательной части явления или процесса. Каково же это содержание? Исходя из «вызовов» этого периода в мировой цивилизации, можно предположить, что это ответы именно на эти «вызовы». Причем формируются эти ответы на основе многовековой культуры государства и его уникального опыта, в том числе и настоящего периода. Высокая частота кризисов конца XXI века дает основание полагать, что происходит некая «шлифовка» структуры и ее связей с мировой средой.
Причем именно частота этих кризисов лучше всего указывает на спад остроты, их амплитуды. В любой системе кризис характеризуется определенным потенциалом энергии. Чрезвычайно мало вероятно, что такая крупная система способна генерировать равные количества энергии с такой стремительностью, как мы видим на графике «Волны». Более вероятно предположить, что амплитуды волны снижаются к  ее границам. Другими словами, в XXI веке идет затухание «Волны Деструкции» по мере формирования нового состояния российского государства.
Каким же оно может быть к 2101 году? Явные признаки его развития говорят о том, что это высокоразвитая социально-экономическая система. Совпадение процесса развития с обострениями «вызовов» указывает на адаптированность страны к мировым проблемам. Если окинуть мысленным взором состояние современной цивилизации, то можно заметить, что процессы системного развития набирают силу в восточном регионе. Очевидно, именно здесь и будут выработаны многие ответы на «вызовы» истории. Так как Россия принадлежит и Востоку и Западу, есть основания считать, что именно алгоритм ее развития будет наиболее продуктивен. То есть именно Россия станет лидером мировой цивилизации.

Исходя из характера протекающих сегодня социально-экономических процессов, можно видеть, что их продуктивность определяется уже не столько техническими параметрами, сколько культурологическими. Значит, миссия мирового лидера конца XXI века будет заключаться именно в эффективной реализации факторов культуры.
Будет ли Россия в конце XXI века исключительным лидером, или войдет в семейство лидеров, сейчас сказать невозможно, так как для этого нужны крупные исследования. Но по мнению специалистов ЗАО «Гуманитарный фонд», лидирующее положение России в начале XXII века предопределено было уже к 21 году от Рождества Христова. Сегодня в наших силах это осознать и уже сегодня занять позиции достойные этого предопределения.
В чем смысл этих позиций? В высоком уважении к культуре, к системному знанию, к его творцу и носителю – человеку. Уже сегодня россиянин должен воспринимать мир, а вместе с ним, согласно парадигме антропного принципа и всю Вселенную, как среду своего существования, как сферу своей ответственности. На это должны быть ориентированы уже сегодня все меры государства в сфере образования, науки и искусства. Исходя из таких перспектив, должна вырабатываться социальная и экономическая политика. Все другое – это умаление будущего достоинства России. Поэтому одной из актуальных задач текущего этапа в истории страны для нашего общества является формирование позиций, отвечающих этому высокому достоинству.

 


ЛиК № 6, - 2005.
А.П. Смирнов,
Н.Б. Покровский
 

Время собирать камни

Крупномасштабные процессы коренного изменения нашего общества отбросили значительную часть научного сообщества на обочину жизни. Огромное число ученых и специалистов оказались не у дел. Но многих из них это не остановило. Эта часть нашей интеллектуальной элиты упорно и самозабвенно продолжала поиски новых истин и новых решений. Практически никому не нужные и при этом абсолютно свободные они сосредоточили свои усилия на любимом деле. Добывая себе пропитание зачастую теми же замысловатыми путями, как в недавнем советском прошлом наши свободные художники, эта никому невидимая армия первопроходцев за истекшее время успела занять совершенно новые обширные позиции.
Не стесненные рамками плановых исследований или служебных отношений, эти профессионалы высокого уровня и безупречной научной репутации создавали одно за другим смелые и зачастую неожиданные решения. Над головой не висели планы и сроки, за спиной не стояло начальство с его иногда не весьма высокой компетенцией, зато под ногами был прочный фундамент отечественной науки и образования, а впереди сплошная неразбериха….
Все переосмысливалось, все подвергалось скрупулезному анализу. Выводы шлифовались годами, диапазон проблемных аспектов рос в количественном и качественном отношении. Российская «демократическая», бесхозная наука продолжала, как по инерции, давать обильные всходы. Сегодня этот научный продукт является уникальным по концентрации таланта, освобожденного от пут, и по обширности охвата новых областей знаний. Он уникален исторически. Редкая (и слава Богу!) ситуация породила редкое и невероятно ценное следствие. Добытый объем знаний составляет для российской культуры богатейший ресурс. Жаль только, что этот  ресурс тает с каждым днем. Люди уходят из жизни и уносят с собой в вечность то, что извлекли из нее.
Сегодня ситуация такова – реалии российской истории выплеснули в жизнь, как с последним вздохом, блестящий интеллектуальный продукт. И сегодня этот продукт уходит в песок. Огромные усилия наиболее активной части интеллигенции пытаются, как могут, удержать этот продукт на поверхности – собираются конференции, издаются книги и журналы. Но время берет свое.
Сегодня необходимо приложить все возможные усилия для того, чтобы сохранить эти плоды славной научной истории великой страны. Пришло время собирать камни, разбросанные могильщиками великой (хотя и весьма неправедной) державы. Собирать эти камни надо не для кургана над рухнувшей державой, а для фундамента нового великого государства, о котором сегодня свидетельствуют эти же самые камни.

 

 

ЛиК № 5, - 2006.

Россия может избежать культурного провала запада

Состояние Западной культуры сегодня дает основание для весьма важных выводов. Ее развитие протекало с одной стороны под прессингом рыночного спроса, а с другой – при преобладающей ориентации творцов на собственные, индивидуальные, субъективные позиции. Теория отстранения дает этому явлению вполне четкое объяснение [1].
Сегодня в сфере искусства - в основном манипуляция выразительными средствами, нередко высоко профессиональная. А содержание произведений измельчено. Оно удовлетворяет потребности, далекие от принципов развития сознания. В этом и заключается барочный характер современной западной культуры. Исторически искусство барокко призвано было обслуживать конкретные заказы. По своему характеру барокко – искусство периода упадка, деградации.
Чрезвычайно важен тот факт, что низкий уровень культуры среди населения дал простор для всевозможных спекуляций на художественном рынке. Под видом произведений искусства потребителю порой сбывается чистой воды суррогат под аккомпанемент замысловатых теоретических концепций. Можно было бы сказать, что людей «дурачат», однако все не так просто. Покупатель сам не преследует цели иметь подлинное произведение искусства. Ему нужен предмет имиджа, моды, а не творческое откровение. Например, в этом сезоне модны полотна в розовых тонах, в другом случае – вызвало ажиотаж изображение пилы на 20 квадратных метрах.
Это типично для всех видов искусства. Но изобразительное искусство особенно важно для человека, так как оперирует универсальными средствами. И вот профессиональный уровень снижен, художественная практика переориентирована на коммерческие задачи, цели познания природы устранены. В результате - системный кризис в сфере человеческого сознания.  Этот кризис неизбежно проявится и в сфере экономики, где сегодня благополучие кажется столь прочным. Барокко – это всегда признак нездоровья, предвестник  кризисов и потрясений. 
Россия может избежать этой опасности, используя самые демократичные и рыночные средства. Необходимо сделать изобразительную грамотность всеобщей, и мы получим двойной выигрыш. Во-первых, сам спрос на рынке создаст затруднения для сбыта суррогата, а позиции подлинных художников укрепятся. Это будет способствовать развитию этой отрасли деятельности и прогрессу общества в целом. Во-вторых, будет стимулироваться развитие экстравертного типа мышления, что обеспечивает высокую продуктивность сознания. Это крайне необходимо и для психологического здоровья нации, в частности, для противодействия наркомании (1).  
Таким образом, у России есть реальная возможность учесть уроки истории и сформировать наиболее продуктивную и здоровую нацию, встав у руля мировой цивилизации XXI века [2[. Уже существует инструментарий для решения этой задачи – Народный художественный университет в Санкт-Петербурге. В его концепции заложены все необходимые алгоритмы. Реализацию этого проекта можно отнести к задачам особой государственной важности. ◄

Литература
1. Гуманитарный фонд предупреждает. Личность и Культура №1, 1999 г., с. 11-13.  
2. Н.Б. Покровский, Б.Н. Покровский, В.А. Стрельников. Быть достойным своего будущего. Личность и Культура №2, 2005 г., с. 8-10.

 

 

ЛиК № 2. -2007.

Воспитательный потенциал русской культуры

Залог успеха любого дела – умение определить цель, к которой будешь стремиться. В 110-й школе такая цель сформулирована в виде модели идеального выпускника 2010 г. На первом месте стоит следующее качество: «владеющий основами русской культуры и воспринимающий себя как носителя ее ценностей, понимающий Россию и русского человека через духовное освоение родной культуры».
Стоит задуматься над этими словами – «духовное освоение». Педагоги поставили целью не просто дать учащимся набор знаний об истории и культуре, а воспитать чувство причастности к настоящему и прошлому своей страны. Это возможно только при глубоком, разностороннем и долговременном погружении в атмосферу русской культуры.
Такое погружение начинается с первого школьного дня. Для младших классов существует программа «Вслед за солнышком». Дети  знакомятся с народными приметами и праздниками. Свои наблюдения они выражают в стихах и рисунках.
Времена года – древний сельскохозяйственный цикл, на котором основывалась жизнь наших предков. Современный городской человек  обособлен от природы, и в этом причина многих его психологических проблем. Программа «Вслед за солнышком» помогает ликвидировать этот разрыв.
Очень важно, что эта линия не прерывается в средних и старших классах. В школе существует традиция отмечать народные праздники – Пасху, Красную горку. Здесь на Крещение гадают, а на Масленицу пекут блины. В игровой форме проходит знакомство с древними обрядами и народным костюмом. Со 110-й школой сотрудничает замечательный преподаватель из АППО Михаил Борисович Новиков. Он помогает организовывать обрядовые праздники, такие как, например, «Игровая свадьба в Новгородской области» и др.
Но главная, самая яркая точка соприкосновения с родной культурой – это музейный комплекс.
Называть музеи 110-й школы «школьными» можно лишь по месторасположению. Это профессионально оформленные коллекции с интереснейшими, порой уникальными экспонатами. Они имеют лицензию и сотрудничают с городскими музеями.
Самым первым был создан музей Памяти, посвященный блокаде Ленинграда. Его руководители – Светлана Геннадьевна Иванова, Марина Александровна Маракова. При нем есть отдельный зал – музей Связи. Уникальные экспонаты этого музея (например, подлинный номер газеты «Комсомольская правда» от 9 мая 1945 г. с сообщением о полной капитуляции фашистской Германии) показывала нам Лидия Александровна Виноградова. Музеем Военно-морского флота подарен школе боевой флаг с крейсера «Аврора» и гюйс героического крейсера «Киров».
В 110-й школе в качестве иностранного языка изучают немецкий. Поэтому здесь создан зал Российско-Немецкой дружбы. Стенды рассказывают о роли немцев в истории Санкт-Петербурга. Ученики проводят экскурсии на русском и немецком языках. Руководит музеем Ирина Алексеевна Денченкова, которая любезно познакомила редакцию журнала со всеми достопримечательностями школы.
Еще один музей посвящен истории школы, города и Выборгской стороны. Здесь тоже представлена очень интересная экспозиция. Ведь 110-я школа отметила свое 90-летие, а здание на Сиреневом бульваре она занимает уже 30 лет. Руководит музеем Лилия Эдгаровна Свиридова.
Но жемчужиной школьного музейного комплекса можно назвать музей «Русская изба», которым руководят Светлана Анатольевна Анпилова и Татьяна Ивановна Зимина. Музей действительно воссоздает пространство русской избы – с сенями, печным углом и красным углом. В этом маленьком, но светлом помещении буквально дух захватывает от восторга. Глаза разбегаются от обилия экспонатов: прялки, швейки для вышивания, гребень для чесания трепаного льна, челноки от ткацких станков, лошадиная сбруя. И все это подлинное, собранное совместными силами педагогов, учеников и родителей, по деревням, по бабушкиным сундукам.
Вышитую крестом женскую рубашку XIX в. можно рассматривать бесконечно. Поверить, что это ручная работа, почти невозможно. Вышивка сделана с таким вкусом и мастерством, которым позавидовали бы лучшие современные кутюрье. Сочетания красок ласкают глаз – это и традиционный красный с синим и неожиданно стильный оранжевый с черным. Очень красивы и домотканые льняные полотенца, расшитые красными узорами.
В «Русской избе» ученики ведут экскурсии в фольклорных костюмах. Ирина Алексеевна рассказала нам, как вначале современные дети стеснялись надевать на себя рубахи и сарафаны и как потом оценили и полюбили красоту народного костюма.
В этом музее проводятся занятия под названием «Тайны бабушкиного сундука». На них дети демонстрируют памятные вещи, которые передаются в их семьях из поколения в поколение.
Музей дополняют тематические выставки: «Орудия крестьянского труда» и «Куклы Руси». Частью экспозиции являются исследовательские работы учащихся, посвященные народным промыслам – кружевоплетению, Гжели, городецкой, жостовской росписи.
Скептик может задать вопрос: зачем сегодня нужны сарафаны, фольклорные праздники, соломенные куклы, народные песни? Разве все это поможет современным детям ориентироваться в таком сложном и переменчивом мире? Попробуем скептику возразить.
Во-первых, учеников 110-й школы окружает Красота. Красивы, чисты школьные кабинеты и коридоры. Красивы сценические костюмы, в которых выступает школьный хор. Красивы народные обычаи и предметы народного быта. Красива русская природа, которую тут учат видеть сквозь призму народных обрядов и примет.
В основе Этики лежит Эстетика. Через красоту прививается любовь. Через любовь – чувство гражданской ответственности, долга перед своей страной. Патриотизм нельзя воспитать пустыми словами, бряцанием обессмысленных клише. Настоящая любовь к Родине – чувственная, осязательная, зрительная.
Во-вторых, родная культура – это связующая нить между поколениями. Ощущение непрерывности рода всегда спасало русского человека от экзистенциального страха. Современные дети порой ничего не знают о своих бабушках и дедушках. Это нравственное сиротство не может не сказаться пагубно на формировании личности. За старым самоваром, за прялкой, за старинной колыбелью детям открывается окно в мир их собственных предков. Это вещи, созданные человеком и хранящие тепло человеческих рук. Здесь, в школьном музее, они совсем близко, они не за стеклом. Кажется, что от них исходит некая теплая оберегающая аура. А разбирая сокровища бабушкиного сундука, дети начинают интересоваться историей своей семьи.
В-третьих, национальная культура – это неиссякаемый источник дополнительного образования. По словам И.А. Денченковой, во внеклассной деятельности в 110-й школе занято 90% учащихся. Здесь каждый может найти дело по душе. Кому-то нравится работать в музее, кто-то занимается в кружках. Только в школьном хоре участвует 100 человек! Дети имеют возможность компенсировать неудачу в одном удачей в другом. Учителя говорили нам: «Он такой трудный мальчик, но прекрасно играет на балалайке». То есть несмотря ни на что этому трудному мальчику школа стала домом.
В творческую деятельность вовлечены не только учащиеся, но и педагоги, и их родители. Редакция с особой радостью отмечает последнее. Мы неоднократно писали о трех участниках учебно-воспитательного процесса – ученике, педагоге и семье. «Семья представляет собой реальную социально-экономическую среду, которая должна ощущаться школой в процессе некого взаимодействия. Это сохраняет непрерывность культурной связи между поколениями и эволюционно трансформирует и школу и семью».
Что касается учителей, то в 110-й школе работают фантастически талантливые люди. Руками учителей созданы сценические и фольклорные костюмы. Учителя здесь стараются выстраивать с учащимися партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и общности интересов. Учебно-воспитательный процесс превращается в бесконечную увлекательную игру, в которой участвуют все.
В-четвертых, на базе изучения русской культуры реализуется то, к чему стремятся все перспективные образовательные технологии, - межпредметная интеграция. Общие темы связывают уроки истории, литературы, русского языка, музыки, изобразительного искусства, труда. Многие занятия проходят в школьных музеях. Нужно отметить, что школа №110 - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в Национальном  проекте «Образование».
Мы уверены, что выпускники 110-й школы прекрасно ориентируются в мире современной поп-культуры, музыки, бизнеса. Школа не может и не должна быть заповедником, оторванным от социума. Но гармонично развитой личности с богатым внутренним миром, со сформированным экстравертным мышлением не страшен никакой внешний негатив. Такая личность, эстетически и этически грамотная, сумеет отличить Добро от Зла. А отличив, выбрать первое, решительно отвергнув второе.
Редакция журнала желает педагогическому коллективу 110-й школы и ее директору Татьяне Геннадьевне Петровой новых успехов в их трудной и благородной деятельности. ◄
Лаборатория перспективных технологий образования ЗАО «Гуманитарный фонд»                                                 

 

ЛиК № 1.- 2010.
Комментарий ДРР

Послание Президента – российский Ренессанс

Прошло уже несколько месяцев после обращения Президента Дмитрия Медведева с Посланием к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. Это Послание рассматривалась в СМИ с разных позиций. В наименьшей степени, по нашему мнению, был затронут его культурный аспект. В тех же случаях, когда к нему обращаются, комментарии носят в основном частный характер. Представляется, что это – существенно усечение сути события – Послания-2009.
Обратимся к дате 2009 г. с позиции ДРР, а точнее к 2010 году, которому предшествовало Послание. Для нас здесь представляет интерес график Культурного Потенциала «КП» на Рис. 2. Отчетливо видно. Что график КП входит в завершающую фазу, а Индекс КП уже превышает величину 0,8. Предельной величиной любого Индекса является 1,0, но средне-реалистичной будет 0,85-0,92. Величина более 0,95 возможна, но маловероятна, она соответствует переходной ситуации – фаза «всплеска» перед фазой перестройки.
Индекс КП указывает на то, что культура российского общества завершила стадию структурирования и входит в регулярную стадию своего развития по новому алгоритму. Для любого общества это означает состояние возрождения, ресурсы для этого уже накоплены.
Даже не читая Послания-2009 можно ожидать встретить в нем заявления по культурному аспекту. И действительно этот аспект представлен весьма весомо:
- «Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать своё слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации».
- « …устремлённую в будущее молодую нацию».
- «Очевидно, что реализация наших стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе».
- «Измениться должны мы сами».
-  «Для достижения этих целей начинать надо с самого начала – с воспитания новой личности уже в школе».
Как не началом российского Ренессанса можно назвать Послание Президента? Духом Ренессанса проникнуто и «Россия, вперед!».
Разумеется, начало российского Ренессанса связано не с заявлениями Президента. Это заявления Президента в явной форме означают реальное присутствие компонентов ренессанса в российском обществе. Среди них – роль личности, гражданина, роль Знания, наконец. Ни что иное, как кризис выявил эти компоненты - факторы преодоления и созидания.
Приятно отметить, что данная ситуация была «высчитана» разработчиками ДРР еще в 1995 г. Тогда эта небольшая группа специалистов первой заявила, что Россия двинулась вперед. Сегодня это движения обретает черты конкретных личностей.

На главную
© Личность и Культура. При цитировании ссылка на журнал "Личность и Культура" обязательна.
Яндекс.Метрика